Тема урока: Корней Чуковский «Муха –
цокотуха»
Тип урока- урок общеметодологической
направленности.
Цели: Деятельностная
-
формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная
-
построение обобщённых деятельностных норм и способностей к выявлению
теоретических основ развития содержательных методических линий курса.
Задачи урока:
· Выявить уровень начитанности – знание сказок К.И.
Чуковского;
· Формировать представления о понятиях «авторская
сказка», «сказка в стихотворной форме»;
· Учить сравнивать сказки разных авторов;
· Формировать учебные умения:
-
называть правильно знакомые книги,
-
определять тему и жанр прослушанного произведения,
- самостоятельно составлять
модель обложки.
· Воспитание доброты, сострадания.
Оборудование: Книги М. Пришвина
«Лисичкин хлеб», А.Блока «Зайчик», В. Сутеева «Ёлка» для выставки и модели
обложек к этим книгам. Портрет К.И.
Чуковского, аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха» в исполнении автора, книги К. И.
Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище» и др., фигурка паучка,
распечатанные страницы раскраски «Муха-Цокотуха» со строчками из сказки.
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Самоопределение
к
деятельности.
Организационный
момент.
|
-
Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок литературного слушания.
Какие
замечательные ученики сидят в этом классе! Какая ровная у них осанка! Как
аккуратно лежат на партах ваши школьные принадлежности! Я вижу, вы готовы
трудиться. Можно начинать урок. Что мы будем делать на уроке литературного
слушания?
|
Будем читать новое произведение, знакомиться
с автором книги и названием, рисовать модель обложки, определять жанр и тему
произведения.
|
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
Целеполагание;
коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.
|
2.Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
|
- Вы узнали книги, которые стоят на
выставке? Назовите их правильно.
- Молодцы! Как много вы, оказывается,
знаете! А это кто? Какой-то зловредный паучок. Что у него в лапках? Да это же
модели обложек книг с нашей выставки! Он всё перепутал. Помогите разобраться,
какая модель обложки к какой книге относится?
- Вы согласны с тем, как ребята
распределили модели обложек? Почему вы так думаете?
- Молодцы! Порядок на выставке навели.
Паучка прогнали. Интересно, откуда он взялся? Может быть, из этих книг? (показать на книги с выставки)
|
А. Блок
«Зайчик», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Сутеев «Ёлка»
Дети выходят к
доске и прикрепляют модели обложек рядом с книгами на выставке
|
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические-
анализ объектов с
целью
выделения признаков
|
3.Постановка
учебной
задачи.
|
-
Посмотрите, я принесла на урок очень интересную книгу. Может, паучок взялся
из неё?
(Показ
книги «Муха-Цокотуха»)
-
Вам знакома эта книга?
-
Может быть, вы знаете, кто её написал?
-
Посмотрите, Корней Иванович Чуковский
– автор этой замечательной книги. И он сам нам её сейчас прочитает. Сядем
поудобнее. Приготовимся слушать сказку.
|
Регулятивные:
целеполагание;
познавательные:
общеучебные:
самостоятельное
выделение –
формулирование
познавательной
цели;
логические:
формулирование
проблемы
|
|
4.Построение
проекта
выхода
из затруднения.
|
Первичное слушание.
(Слушаем
аудиокнигу К.Чуковского «Муха-Цокотуха» в исполнении автора.)
-
Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.
|
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
|
|
5.Первичное
закрепление.
|
Беседа по выявлению первичного восприятия.
-
Догадались, откуда взялся вредный паучок?
-Что
мы сейчас слушали? Назовите жанр этого произведения.
-Понравилась
сказка? Какая она: весёлая или грустная, смешная или страшная?
Физминутка.
-
Представьте, что вы тоже пришли на праздник к Мухе-Цокотухе. Веселитесь и
танцуйте вместе с гостями.
-
Вы запомнили фамилию автора сказки?
-Посмотрим
ещё раз на портрет этого человека. К.И.Чуковский был высокого роста, с
большим любопытным носом, непослушной чёлкой и смеющимися светлыми глазами.
-Как
вы думаете, как называется эта сказка? Почему вы так решили?
Молодцы!
Вы замечательно работаете сегодня.
Моделирование обложки.
-
Давайте нарисуем модель обложки этой книги. Положите перед собой листки и
цветные карандаши. Я буду рисовать на доске.
Только
что-то я забыла, как это делать? Помогите, пожалуйста.
-
Большое спасибо, вы мне очень помогли! Кто будет первым читать модель обложки
нашей книги: вы или я?
(Правильное чтение: автор, название.)
|
Дети отвечают на вопросы
Дети танцуют под весёлую музыку
Перед детьми лежат половинки тетрадных
листов в клетку. Дети подсказывают порядок работы:
-это сказка, поэтому в центре рисуем
круг;
-сказка о животных – закрашиваем круг коричневым
цветом;
-сверху рисуем красную рамочку и в ней
печатаем фамилию автора;
-внизу рисуем синюю рамочку и в ней
печатаем название сказки.
|
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
|
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой
по эталону.
|
7. Вторичное чтение сказки с
составлением схемы.
-
Прочитаем ещё раз эту сказку вместе. Вы будете мне помогать, хором
подсказывать слова. Параллельно с чтением составим схему нашей сказки на
обратной стороне листочка с моделью обложки.
(Чтение
сказки по строфам и выполнение схемы на листах в приготовленных
прямоугольниках с помощью «заместителей».)
1-я
часть.
-
Какая муха?(добрая, гостеприимная, щедрая). Напечатаем в первом
прямоугольнике букву М
2-я
часть.
-Гости
какие?(Весёлые, воспитанные, пришли с подарками) (буква Г)
3-я
часть.
-
Какой паучок? (злой, жестокий)
-Какая
муха? (испуганная) (печатаем буквы М и П)
4-я
часть.
Физминутка
- театрализация.
-Представьте
себя в роли испуганных гостей. Во время чтения изобразите их поведение и
действия.
-
Так как все гости спрятались, то четвёртый четырёхугольник на схеме мы
оставим пустым. Никого не видно.
-
Хорошо поступили гости? Как надо было поступить?
5-я
часть.
-
Что вы чувствуете, когда слышите эти строки? (Жаль муху. Хочется ей помочь.)
-Какой
комарик? (в прямоугольнике буква К)
6-я
часть.
-
Муха сердилась на гостей?
-
Как вы думаете, что лучше: долго сердиться или побыстрее всех простить и
помириться? Почему? (буквы М, К, Г)
-
Молодцы! Мы закончили читать сказку и составили схему. Кто хочет рассказать
сказку, пользуясь схемой?
Чтение отрывков из сказки.
-
Как хорошо уметь читать! Можно прочитать любые самые интересные сказки. Мы с
вами изучили все буквы, а значит можем прочитать любую строчку из этой
книжки, а если очень захотим, то и всю книгу. Я раздала вам страницы
раскраски из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Прочитайте строчки и
можете разукрасить рисунки на этих страницах.
|
Дети выходят к доске. Учитель читает, а
они прячутся, затем изображают кузнечика.
Слушаем пересказ сказки.
Самостоятельное чтение и чтение вслух
|
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
выделение и
осознание
того, что уже усвоено
и
что ещё подлежит усвоению,
осознание
качества и уровня
усвоения;
личностные:
самоопределение.
|
7.Рефлексия
деятельности
(итог
урока)
|
-Понравился
вам урок?
-Что
понравилось больше всего?
-Что
показалось трудным на уроке?
-
Прочитаем ещё раз правильно обложку нашей книги.
-
Чем сказка «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского похожа на сказку В.Сутеева «Ёлка»?
А чем отличается?
-
Какую ещё сказку в стихотворной форме мы читали?
-
К.И.Чуковский написал много замечательных сказок, стихов и даже загадок для
детей. Посмотрите на эти книги. Среди них есть знакомые вам? Вы можете взять
эти книги в библиотеке и почитать дома вместе с родителями.
Урок окончен. Спасибо за хорошую
работу.
|
Ответы детей
Обе сказки о животных, но у К.Чуковского
сказка в стихотворной форме
С.Я.Маршак «Тихая сказка»
|
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование__
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий