Поиск по этому блогу

вторник, 4 ноября 2014 г.

Литературное чтение: Корней Чуковский «Муха – цокотуха»

Тема урока: Корней Чуковский «Муха – цокотуха»

Тип урока- урок общеметодологической направленности.

Цели: Деятельностная
- формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
         Содержательная
- построение обобщённых деятельностных норм и способностей к выявлению теоретических основ развития содержательных методических линий курса.

Задачи урока:
·     Выявить уровень начитанности – знание сказок К.И. Чуковского;
·     Формировать представления о понятиях «авторская сказка», «сказка в стихотворной форме»;
·     Учить сравнивать сказки разных авторов;
·     Формировать учебные умения:
        - называть правильно знакомые книги,
        - определять тему и жанр прослушанного произведения,
             - самостоятельно составлять модель обложки.
·     Воспитание доброты, сострадания.

Оборудование: Книги М. Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Блока «Зайчик», В. Сутеева «Ёлка» для выставки и модели обложек к этим книгам.  Портрет К.И. Чуковского, аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха» в исполнении автора, книги К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище» и др., фигурка паучка, распечатанные страницы раскраски «Муха-Цокотуха» со строчками из сказки.



Этап

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок литературного слушания.
Какие замечательные ученики сидят в этом классе! Какая ровная у них осанка! Как аккуратно лежат на партах ваши школьные принадлежности! Я вижу, вы готовы трудиться. Можно начинать урок. Что мы будем делать на уроке литературного слушания?

 Будем читать новое произведение, знакомиться с автором книги и названием, рисовать модель обложки, определять жанр и тему произведения.

Личностные: самоопределение;
регулятивные: Целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.

- Вы узнали книги, которые стоят на выставке? Назовите их правильно.


- Молодцы! Как много вы, оказывается, знаете! А это кто? Какой-то зловредный паучок. Что у него в лапках? Да это же модели обложек книг с нашей выставки! Он всё перепутал. Помогите разобраться, какая модель обложки к какой книге относится?


- Вы согласны с тем, как ребята распределили модели обложек? Почему вы так думаете?

- Молодцы! Порядок на выставке навели. Паучка прогнали. Интересно, откуда он взялся? Может быть,  из этих книг?  (показать на книги с выставки)

 А. Блок «Зайчик», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Сутеев «Ёлка»
Дети выходят к доске и прикрепляют модели обложек рядом с книгами на выставке








Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками. Познавательные:
логические- анализ объектов с
целью выделения признаков

3.Постановка учебной
задачи.

- Посмотрите, я принесла на урок очень интересную книгу. Может, паучок взялся из неё?
(Показ книги «Муха-Цокотуха»)
- Вам знакома эта книга?
- Может быть, вы знаете, кто её написал?
- Посмотрите,  Корней Иванович Чуковский – автор этой замечательной книги. И он сам нам её сейчас прочитает. Сядем поудобнее. Приготовимся слушать сказку.


Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы

4.Построение проекта
выхода из затруднения.

Первичное слушание.
(Слушаем аудиокнигу К.Чуковского «Муха-Цокотуха» в исполнении автора.)
- Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.










Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление.

 Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Догадались, откуда взялся вредный паучок?
-Что мы сейчас слушали? Назовите жанр этого произведения.
-Понравилась сказка? Какая она: весёлая или грустная, смешная или страшная?
    Физминутка.
- Представьте, что вы тоже пришли на праздник к Мухе-Цокотухе. Веселитесь и танцуйте вместе с гостями.

- Вы запомнили фамилию автора сказки?
-Посмотрим ещё раз на портрет этого человека. К.И.Чуковский был высокого роста, с большим любопытным носом, непослушной чёлкой и смеющимися светлыми глазами.
-Как вы думаете, как называется эта сказка? Почему вы так решили?
Молодцы! Вы замечательно работаете сегодня.
 Моделирование обложки.
- Давайте нарисуем модель обложки этой книги. Положите перед собой листки и цветные карандаши. Я буду рисовать на доске.
Только что-то я забыла, как это делать? Помогите, пожалуйста.

- Большое спасибо, вы мне очень помогли! Кто будет первым читать модель обложки нашей книги: вы или я?

(Правильное чтение: автор, название.)

Дети отвечают на вопросы





Дети танцуют под весёлую музыку








 Перед детьми лежат половинки тетрадных листов в клетку. Дети подсказывают порядок работы:
-это сказка, поэтому в центре рисуем круг;
-сказка о животных – закрашиваем круг коричневым цветом;
-сверху рисуем красную рамочку и в ней печатаем фамилию автора;
-внизу рисуем синюю рамочку и в ней печатаем название сказки.


Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.

7. Вторичное чтение сказки с составлением схемы.
- Прочитаем ещё раз эту сказку вместе. Вы будете мне помогать, хором подсказывать слова. Параллельно с чтением составим схему нашей сказки на обратной стороне листочка с моделью обложки.
(Чтение сказки по строфам и выполнение схемы на листах в приготовленных прямоугольниках с помощью «заместителей».)
1-я часть.
- Какая муха?(добрая, гостеприимная, щедрая). Напечатаем в первом прямоугольнике букву М
2-я часть.
-Гости какие?(Весёлые, воспитанные, пришли с подарками) (буква Г)
3-я часть.
- Какой паучок? (злой, жестокий)
-Какая муха? (испуганная) (печатаем буквы М и П)
4-я часть.
Физминутка - театрализация.
-Представьте себя в роли испуганных гостей. Во время чтения изобразите их поведение и действия.
- Так как все гости спрятались, то четвёртый четырёхугольник на схеме мы оставим пустым. Никого не видно.
- Хорошо поступили гости? Как надо было поступить?
5-я часть.
- Что вы чувствуете, когда слышите эти строки? (Жаль муху. Хочется ей помочь.)
-Какой комарик? (в прямоугольнике буква К)
6-я часть.
- Муха сердилась на гостей?
- Как вы думаете, что лучше: долго сердиться или побыстрее всех простить и помириться? Почему? (буквы М, К, Г)
- Молодцы! Мы закончили читать сказку и составили схему. Кто хочет рассказать сказку, пользуясь схемой?
Чтение отрывков из сказки.
- Как хорошо уметь читать! Можно прочитать любые самые интересные сказки. Мы с вами изучили все буквы, а значит можем прочитать любую строчку из этой книжки, а если очень захотим, то и всю книгу. Я раздала вам страницы раскраски из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Прочитайте строчки и можете разукрасить рисунки на этих страницах.


















Дети выходят к доске. Учитель читает, а они прячутся, затем изображают кузнечика.









Слушаем пересказ сказки.






Самостоятельное чтение и чтение вслух


Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение.

7.Рефлексия деятельности
(итог урока)

-Понравился вам урок?
-Что понравилось больше всего?
-Что показалось трудным на уроке?

- Прочитаем ещё раз правильно обложку нашей книги.
- Чем сказка «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского похожа на сказку В.Сутеева «Ёлка»? А чем отличается?

- Какую ещё сказку в стихотворной форме мы читали?
- К.И.Чуковский написал много замечательных сказок, стихов и даже загадок для детей. Посмотрите на эти книги. Среди них есть знакомые вам? Вы можете взять эти книги в библиотеке и почитать дома вместе с родителями.
      Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.


Ответы детей



 Обе сказки о животных, но у К.Чуковского сказка в стихотворной форме

С.Я.Маршак «Тихая сказка»

Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование__




Комментариев нет:

Отправить комментарий