ФРАГМЕНТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (СЛУШАНИЯ) В 1 КЛАССЕ
(УМК «Начальная школа XXI века»)
учитель
начальных классов: Соколик Оксана Игоревна
Тема
урока: Сказка В.Сутеева
"Палочка-выручалочка"
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Предметные:
создать условия для формирования навыка правильного, осознанного
чтения отрывка из сказки В.
Сутеева "Палочка-выручалочка", активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного текста.
Метапредметные
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности; нравственно - этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь.
Регулятивные:
формировать
умение планировать действия в соответствии
с поставленной задачей; способствовать
развитию критического мышления через
формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат
деятельности.
Познавательные:
овладевать логическими действиями сравнения, анализа;
овладевать навыком смыслового чтения
текста в соответствии с заданием;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы)
о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение
к произведению.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и
позицию.
Этап урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД
|
||||||||||||||||||||||||
1.Вступитель-ный
|
Учитель: Вы хотите
услышать новое произведение? Садитесь
поудобнее, послушайте.
|
Познаватель-ные УУД:
1)восприятие
прослушанного произведения
Коммуника-тивные УУД:
1)умение
слушать и слышать художественное слово, речь учителя
|
||||||||||||||||||||||||
2. Слушание произведения
|
Звучит чтение учителем сказки В. Сутеева "Палочка - выручалочка"
|
|||||||||||||||||||||||||
3. Выявление
первичного восприятия произведения
|
1.Беседа.
Учитель:
- Понравилось ли вам
произведение?
- Чем оно вам
понравилось? ( Тем, что Ёжик всегда помогал Зайчику и не бросал его в
трудной ситуации.)
- Что вам не понравилось? - Когда
вам было весело?
- Когда вам было грустно? -
Когда вам было страшно?
- Когда вы обрадовались?
|
Личностные УУД:
1) нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие
личностный моральный выбор).
2)самоопределение и само-познание себя через
сравнение с героями литературных произведений
|
||||||||||||||||||||||||
4.Моделирование первой страницы обложки.
|
Учитель:
- Итак, произведение какого жанра я вам
прочитала? (Сказку).
- Почему вы так решили? Докажите.
( Животные разговаривают.
Ежик и Зайчик идут по лесу, помогают другим зверушкам, помогают друг другу,
ведут себя как люди. В реальной жизни такого не бывает.)
- Давайте нарисуем модель обложки этого
произведения. - Покажите на своей
модели, что я вам прочитала сказку.
- Подумайте, о ком сказка, которую мы
сегодня читали? (О животных.)
- Правильно. Покажите это на
своих моделях.
- А теперь посмотрите в свои книги и найдите фамилию автора сказки.
Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.) - Запишите на
модели обложки фамилию автора.
Учитель: - Найдите
и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку? ("Палочка
- выручалочка").
– Запишите на
модели обложки название сказки.
- Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке. |
Познаватель-ные УУД:
1) моделирование, анализ с целью выделения
признаков,
2) выбор
оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
3) установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
1) контроль,
2) коррекция.
|
||||||||||||||||||||||||
5. Повторное
слушание сказки
В.Сутеева «Палочка-выручалочка»
|
Повторное чтение учителем сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» |
Личностные УУД:
Духовно-нравственное
воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на
примерах поступков героев литературных произведений
|
||||||||||||||||||||||||
6. Работа с содержанием произведения. Моделирование – составление
схематичного плана.
|
Учитель:
- А кто является главным героем в
сказке В.Сутеева "Палочка-выручалочка"?
- Докажите это. (Это герои вокруг которых
развиваются все события; они присутствуют от начала сказки до самого конца.)
- С чего же начались приключения наших
героев?
- Как
Ежик назвал палочку ? ( Палочка - выручалочка.)
(На доске последовательно появляется
схема, состоящая из шести прямоугольников, по мере ответов на вопросы она
заполняется)
- Кто помнит, когда палочка помогла друзьям в
первый раз? (Когда надо было перебраться через ручей.)
- Как тогда назвал свою палочку Ежик? Найдите
ответ в тексте.
(Палочка - выручалочка - через - все –
скакалочка)
-Когда палочка помогла друзьям в
следующий раз? (Когда Зайчик попал в трясину.)
- А что такое "трясина"? (Зыбкое
болотистое место, поросшее мохом и травой.)
- Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? Найдите
ответ в тексте.
(Палочка - выручалочка - из -
беды -вытягалочка.)
- Когда в третий раз палочка
помогла друзьям? (Когда Ежик и Зайчик
подняли в гнездо
выпавших птенчиков.)
- Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? Найдите ответ в тексте.
(Палочка - выручалочка - наверх - поднималочка.)
- С какой еще бедой помогла справиться палочка? (Волк хотел съесть
Зайчика.)
- Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? Найдите ответ в тексте.
(Палочка - выручалочка - по -
врагу - ударялочка.)
- Еще в чем помогла палочка Ежику и Зайчику?
(Она помогла им подняться на гору.)
- Как в этот раз назвал свою
палочку Ежик? (Палочка - выручалочка.)
(В итоге появляется план-схема)
|
Познаватель-ные УУД:
1) поиск и выделение информации,
2) анализ с целью выделения признаков,
3) выбор
оснований и критериев для сравнения,
4) установление причинно-следственных связей,
5) самостоятель-ное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
1) умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные
УУД:
1) нравственно - этическое оценивание поступков героев,
2) формирование готовности
оказать помощь.
|
||||||||||||||||||||||||
Рекомендации для самостоятельной работы.
|
Учитель:
Предлагаю
вам рассказать эту сказку дома своим
друзьям или родителям, используя план-схему, составленную на уроке (учитель
распечатала на карточке план-схему )
|
Личностные УУД:
1)формирование
морально-ценностной позиции путём целенаправлен-ной работы с произведением
Познаватель-ные УУД:
1)интерпретация
текста (рассказ от лица читателя, умение делать выводы и подтверждать их
словами из текста произведения)
Регулятивные УУД:
1)самоконтроль
и самооценка
2)коррекция
|
В представленном фрагменте урока отражены
основные содержательные линии курса «Литературное чтение»:
1.
Обеспечение полноценного восприятия
литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его
литературной формы. Формирование позиции читателя.
2.
Система работы над навыками чтения.
3.
Включение учащихся в эмоционально-творческую
деятельность в процессе чтения.
4.
Формирование литературоведческих
представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как
искусства слова.
5.
Расширение круга чтения учащихся,
создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям
и уровню подготовки учащихся.
Фрагмент урока литературного
чтения (слушания) соответствует следующим требованиям
к построению курса «Литературное чтение»,
которыми необходимо руководствоваться при организации процесса обучения,
направленного на литературное развитие школьников:
-
создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в
соответствии с его уровнем развития;
-
доступность учебного материала, учитывающая возрастные особенности и уровни
сформированности учебных и читательских умений учащихся;
-
последовательное изменение и усложнение содержания материала, формирование
необходимых читательских умений и навыков;
-
постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и
выразительности речи;
-
обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию;
-
использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для
активизации деятельности учащихся.
Анализ
литературного произведения на его соответствие основным требованиям к отбору
произведений для изучения в начальной школе на примере рассказа Л.Н. Толстого
«Косточка»
Отбор произведений для изучения в начальной школе
осуществлен с учётом требований ФГОС НОО по литературному чтению, возрастным и
индивидуальным особенностям ученика-первоклассника, а также с учётом
необходимости решения задач обучения, воспитания и литературного развития.
Место каждого произведения определено с учётом условий, необходимых для
формирования навыков чтения, умения слушать и слышать художественное
произведение, умения воспринимать и понимать произведение.
Рассказ «Косточка» Л.Н. Толстого соответствует
возрастным и индивидуальным
особенностям первоклассников, так как в
нём описывается ситуация понятная и доступная ребёнку. Такая ситуация выбора
(съесть или не съесть, сказать правду или промолчать) возникала у каждого
первоклассника. В рассказе описывается поведение детей такого же возраста, как
и детей первого класса. Да и поступили все дети по-разному и каждый из учеников
выбирает позицию для себя, а как бы поступил он, сказал или не сказал бы
правду?
Рассказ «Косточка» одновременно и учит, и воспитывает,
и развивает. Учит тому, что «всё тайное становится явным», нужно быть
правдивым. Совершил поступок, сумей за него ответить; не бойся сказать правду,
какой бы горькой она не была.
Способствует формированию характера: правдивости, честности, порядочности,
смелости. Формирует понятие толерантности по отношению к другим людям. «Все засмеялись, а Ваня заплакал». А ты на чьей стороне?
Рассказ «Косточка» развивает учащихся. Каждый
обязательно вспомнит, а не возникала ли у него такая ситуация и как он в ней
поступил? А дальше идёт анализ и сравнение своего поведения, своих действий,
слов, переживаний, чувств.
Рассказ «Косточка» изучается именно в тот период
времени, когда первоклассники уже умеют читать, анализировать написанное и
пережитое ими самими. Когда они уже активно осваивают позицию читателя. У них
возникает потребность перечитать текст, обдумать прочитанное, рассмотреть
иллюстрации.
Рассказ «Косточка» позволяет формировать
способность читателя к полноценному восприятию, а именно:
-сопереживать
герою рассказа, видеть динамику эмоций;
-
воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем;
-
размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков главного
героя;
-
оценивать героев рассказ;
-
осваивать идею произведения, т.е находить в своей душе отклик на поставленные
автором проблемы.
Полноценное
восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного
развития. Полноценное восприятие формируется у человека в течение всей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий