Поиск по этому блогу

вторник, 4 ноября 2014 г.

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

ФРАГМЕНТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (СЛУШАНИЯ)  В 1 КЛАССЕ 
 (УМК «Начальная школа XXI века»)
учитель начальных классов: Соколик Оксана Игоревна
Тема урока: Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Предметные:
создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  чтения отрывка из сказки В.  Сутеева "Палочка-выручалочка", активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа   художественного  текста.
Метапредметные
Личностные: формирование мотивационной основы учебной  деятельности; нравственно -  этическое оценивание поступков героев,  формирование готовности оказать  помощь.
Регулятивные: формировать умение  планировать действия в  соответствии   с поставленной задачей;  способствовать развитию  критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности. 
Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения  текста в соответствии  с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.
 Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и  позицию.

Этап урока
Ход урока
Формирование УУД
1.Вступитель-ный

Учитель: Вы хотите услышать новое произведение? Садитесь  поудобнее, послушайте.


Познаватель-ные УУД:
1)восприятие прослушанного произведения
Коммуника-тивные УУД:
1)умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя
2. Слушание произведения
Звучит  чтение учителем  сказки  В. Сутеева "Палочка - выручалочка"
3. Выявление первичного восприятия произведения

1.Беседа.
Учитель:                                                                     
- Понравилось ли вам произведение?                      
- Чем оно вам понравилось? ( Тем, что Ёжик всегда помогал Зайчику и не бросал его в трудной ситуации.)                                                                                                                           - Что вам не понравилось?                                                                                                                 - Когда вам было весело?                                                                                                                   - Когда вам было грустно?                                                                                                              - Когда вам было страшно?                                                                                                             - Когда вы обрадовались?
Личностные УУД:
1) нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
2)самоопределение и само-познание себя через сравнение с героями литературных произведений

4.Моделирование первой страницы обложки.


Учитель:
 - Итак, произведение какого жанра я вам прочитала? (Сказку).                                         
  - Почему вы так решили? Докажите.
( Животные разговаривают. Ежик и Зайчик идут по лесу, помогают другим зверушкам, помогают друг другу, ведут себя как люди. В реальной жизни такого не бывает.)                          
 - Давайте нарисуем модель обложки этого произведения.                                                               - Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.                                                                         
 - Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали? (О животных.)                                               
- Правильно. Покажите это на своих моделях.                                                                               - А теперь посмотрите в свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)                                                                                                     - Запишите на модели обложки  фамилию автора.   
Учитель:                                                                                                    - Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку? ("Палочка - выручалочка").                                                                                                                                                                                                                                                                                 – Запишите на модели обложки название сказки.







                  

             
    

 
 
















- Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

Познаватель-ные УУД:
1) моделирование, анализ с целью выделения признаков,
2)  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
3) установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:
1) контроль,
2) коррекция.

5. Повторное

слушание сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»


Повторное чтение учителем сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Личностные УУД:
Духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений

6. Работа с содержанием произведения. Моделирование – составление схематичного плана.


Учитель:
- А кто является главным героем в сказке В.Сутеева "Палочка-выручалочка"?      
  - Докажите это. (Это герои вокруг  которых развиваются все события; они присутствуют от начала сказки до самого конца.)
 - С чего же начались приключения наших героев? 
 - Как  Ежик назвал палочку ? ( Палочка - выручалочка.)                                                       
(На доске последовательно появляется схема, состоящая из шести прямоугольников, по мере ответов на вопросы она заполняется)

ПАЛОЧКА
 

ПАЛОЧКА
 

ПАЛОЧКА-
ВЫРУЧАЛОЧКА
 
                                                              
                                  
ПАЛОЧКА
 

ПАЛОЧКА
 

ПАЛОЧКА
 
 


 - Кто помнит, когда палочка помогла друзьям в первый раз? (Когда надо было перебраться через ручей.)                                                                        
 - Как тогда назвал свою палочку Ежик? Найдите ответ в тексте.
 (Палочка - выручалочка - через - все – скакалочка)                                                                                  
-Когда палочка помогла друзьям в следующий раз? (Когда Зайчик попал в трясину.)                 
 - А что такое "трясина"? (Зыбкое болотистое место, поросшее мохом и травой.)                          
 - Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? Найдите ответ в тексте.
(Палочка - выручалочка - из - беды -вытягалочка.)
                                                         
- Когда в третий раз палочка помогла друзьям? (Когда Ежик и Зайчик  подняли в             гнездо выпавших птенчиков.)                                          
  - Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? Найдите ответ в тексте.
 (Палочка - выручалочка - наверх - поднималочка.) 
                                                   
  - С какой еще бедой помогла справиться палочка? (Волк хотел съесть Зайчика.)                                         
  - Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? Найдите ответ в тексте.
(Палочка - выручалочка - по - врагу - ударялочка.)
                                                          
 - Еще в чем помогла палочка Ежику и Зайчику? (Она помогла им подняться на гору.)                       
- Как в этот раз назвал свою палочку Ежик? (Палочка - выручалочка.)
(В итоге появляется план-схема)

ПАЛОЧКА-
ЧЕРЕЗ – ВСЕ –
СКАКАЛОЧКА


 

ПАЛОЧКА-
ИЗ – БЕДЫ -
ВЫТЯГАЛОЧКА

 

ПАЛОЧКА-
ВЫРУЧАЛОЧКА

 
                                                              
                                  
ПАЛОЧКА-
ВЫРУЧАЛОЧКА

 

ПАЛОЧКА-
ПО – ВРАГУ -
УДАРЯЛОЧКА

 

ПАЛОЧКА-
НАВЕРХ -
ПОДНИМАЛОЧКА
 
 

                                                
Познаватель-ные УУД:
1) поиск и выделение информации,
2) анализ с целью выделения признаков,
3)  выбор оснований и критериев для сравнения,
4) установление причинно-следственных связей,
5) самостоятель-ное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
1) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
1) нравственно -  этическое оценивание поступков героев, 
2) формирование готовности оказать  помощь.
 Рекомендации для самостоятельной работы.
Учитель:
Предлагаю вам  рассказать эту сказку дома своим друзьям или родителям, используя план-схему, составленную на уроке (учитель распечатала на карточке план-схему )
Личностные УУД:
1)формирование морально-ценностной позиции путём целенаправлен-ной работы с произведением
Познаватель-ные УУД:
1)интерпретация текста (рассказ от лица читателя, умение делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения)
Регулятивные УУД:
1)самоконтроль и самооценка
2)коррекция


В представленном фрагменте урока отражены основные содержательные линии курса «Литературное чтение»:
1.      Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Формирование позиции читателя.
2.      Система работы над навыками чтения.
3.      Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4.      Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5.      Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Фрагмент урока литературного чтения (слушания) соответствует следующим  требованиям к построению курса «Литературное  чтение», которыми необходимо руководствоваться при организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:
- создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;
- доступность учебного материала, учитывающая возрастные особенности и уровни сформированности учебных и читательских умений учащихся;
- последовательное изменение и усложнение содержания материала, формирование необходимых читательских умений и навыков;
- постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;
- обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию;
- использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учащихся.

Анализ литературного произведения на его соответствие основным требованиям к отбору произведений для изучения в начальной школе на примере рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Отбор произведений для изучения в начальной школе осуществлен с учётом требований ФГОС НОО по литературному чтению, возрастным и индивидуальным особенностям ученика-первоклассника, а также с учётом необходимости решения задач обучения, воспитания и литературного развития. Место каждого произведения определено с учётом условий, необходимых для формирования навыков чтения, умения слушать и слышать художественное произведение, умения воспринимать и понимать произведение.
Рассказ «Косточка» Л.Н. Толстого соответствует возрастным  и индивидуальным особенностям  первоклассников, так как в нём описывается ситуация понятная и доступная ребёнку. Такая ситуация выбора (съесть или не съесть, сказать правду или промолчать) возникала у каждого первоклассника. В рассказе описывается поведение детей такого же возраста, как и детей первого класса. Да и поступили все дети по-разному и каждый из учеников выбирает позицию для себя, а как бы поступил он, сказал или не сказал бы правду?
Рассказ «Косточка» одновременно и учит, и воспитывает, и развивает. Учит тому, что «всё тайное становится явным», нужно быть правдивым. Совершил поступок, сумей за него ответить; не бойся сказать правду, какой бы горькой она  не была. Способствует формированию характера: правдивости, честности, порядочности, смелости. Формирует понятие толерантности по отношению к другим людям.  «Все засмеялись, а Ваня заплакал». А ты  на чьей стороне?
Рассказ «Косточка» развивает учащихся. Каждый обязательно вспомнит, а не возникала ли у него такая ситуация и как он в ней поступил? А дальше идёт анализ и сравнение своего поведения, своих действий, слов, переживаний, чувств.
Рассказ «Косточка» изучается именно в тот период времени, когда первоклассники уже умеют читать, анализировать написанное и пережитое ими самими. Когда они уже активно осваивают позицию читателя. У них возникает потребность перечитать текст, обдумать прочитанное, рассмотреть иллюстрации.
 Рассказ «Косточка» позволяет формировать способность читателя к полноценному восприятию, а именно:
-сопереживать герою рассказа, видеть динамику эмоций;
- воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем;
- размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков главного героя;
- оценивать героев рассказ;
- осваивать идею произведения, т.е находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Полноценное восприятие формируется у человека в течение всей жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий