Поиск по этому блогу

вторник, 4 ноября 2014 г.

Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования как средство развития индивидуально-личностной позиции ребёнка

                                                                                                          О.И. Соколик
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 43
город Нижневартовск

Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования как средство развития индивидуально-личностной позиции ребёнка

       В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
       В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
       Исследовательская деятельность – всегда была и остаётся неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
       Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.  Умения и навыки исследователя, полученные  на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – всё это способствует развитию индивидуально-личностной позиции ребёнка.

       В нашей школе вот уже два года в системе дополнительного образования работает кружок «Я – исследователь».
       В основе работы кружка заложена разработанная мною   программа   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
       Цель программы:
       Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

       Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать.
       Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с учебным процессом.
       Программу можно реализовать при индивидуальной работе с одаренными учениками; можно рассматривать и как занятия в кружке «Я - исследователь» (дополнительное образование).
       Программа ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
       Подпрограмма «Тренинг» представляет собой специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
       Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных  исследований и выполнение творческих проектов.
       Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
       Содержание занятий, система заданий всё отражено в тематическом планировании.
       Благодаря работе кружка «Я – исследователь» учениками было написано шесть  основательных исследовательских работ, представленных на городском  фестивале ученических проектов «Грани познания» и межрегиональном фестивале исследовательских работ  «Открытие мира». Три работы «Выявление наиболее эффективного способа приготовления раствора для надувания мыльных пузырей», «Изучение проблемы возрастающего количества автомобильных «пробок» в городе Нижневартовске», «Определение характера человека при помощи графологии» были отмечены дипломами, три другие работы «Влияние магнитных бурь на состояние человека», «Звук и его влияние на человека», «История возникновения печатных денег в России» набрали наивысшее количество баллов на заочном этапе.
       Используя опыт работы кружка «Я – исследователь»,  мною были разработаны:
- семинары для учителей начальной школы, на которых изучена теория по теме «Исследовательская деятельность младших школьников»;
- разработана и предложена ученикам  классификация тем   для исследовательской деятельности,  к каждой теме представлены специфические ключи к поиску и систематизации информации.
- практические материалы (памятки) для учителей, учащихся и родителей:
«Как организовать исследование» (методические рекомендации для учителя)
«Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике» (памятка для учащегося).
 «Участие в исследовательской деятельности» (памятка для родителей)




Комментариев нет:

Отправить комментарий