Ханты-Мансийский
автономный округ - Югра
Муниципальное
образование город Нижневартовск
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №43»
Программа курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
(в соответствии с ФГОС)
Составитель:
Соколик Оксана Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 43»
город
Нижневартовск
2014
год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение
значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования,
смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной
мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на
нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо
владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик
становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект
учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская
деятельность является средством
освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения
работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно
это актуально для учащихся начальной
школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и
определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Исследовательская
деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на
постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов
деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию
ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников,
является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому
материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Цель Программы:
·
формирование и
развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся
(поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).
Задачи Программы:
· развитие мотивации
к процессу получения знаний;
· ознакомление с
ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с
природой научного знания, методами исследований.
· формирование
умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией,
организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и
оценивать ее, презентовать результат;
· развитие
творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
· развитие умений,
способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и
рефлексии;
· воспитание
целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к
делу.
РАЗДЕЛ
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью данной программы
является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа позволяет развивать
индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности; раскрывать
способности и поддерживать одаренных детей.
Принципы отбора
содержания
1.
Личностно-ориентированный
подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной
жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
2.
Природосообразности
(учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки,
предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
3.
Культуросообразности
(приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на
общечеловеческие культурные ценности).
4.
Свобода
выбора решений и самостоятельность в их реализации.
5.
Систематичность,
последовательность, наглядность обучения.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные,
игровые, исследовательские, эвристические методы.
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов
учебной работы:
·
уровневая дифференциация;
·
проблемное обучение;
·
информационно-коммуникационные технологии;
·
здоровьесберегающие технологии.
Объём занятий.
Особенности возрастной группы
Программа «Я – исследователь» представляет систему обучающих и развивающих
занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7-10 лет, рассчитана
1 класс на 33 часа в год (1 час в неделю),
2 класс на 34 часа в год (1 час в неделю),
3 класс на 34 часа в год (1 час в неделю),
4 класс на 34 часа в год (1 час в неделю).
Каждое занятие по
программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания
собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. При этом количество часов аудиторных занятий
не превышает 50% от общего количества
занятий.
Планируемые
результаты. Способы их проверки
Программа предусматривает достижение 3
уровней результатов:
Первый
уровень результатов (1 класс) - предполагает приобретение первоклассниками
новых знаний, опыта решения проектно-исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути учебно-исследовательской
деятельности, умении поэтапно решать
учебно-исследовательские задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) - предполагает
позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к
образованию и самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании школьниками учебно-исследовательского
метода, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) - предполагает
получение школьниками самостоятельного теоретического и практического опыта. Проявляется в участии школьников в
реализации творческих, исследовательских, социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Универсальные учебные действия
Личностные
универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской
деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам
познания;
- ориентация на понимание причин успеха в
исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев
успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для
формирования:
- внутренней
позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской
деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого
интереса к новым способам познания;
- адекватного
понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального
сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Регулятивные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры
действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их
оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в
уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять
познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно
находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для
выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для
решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения
познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по
какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема,
гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и
т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и
эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать
информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать
такими понятиями, как явление, причина,
следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость,
возможность,
невозможность и др.;
- использованию
исследовательских методов обучения
в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к
координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего
действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами
речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою
позицию;
- аргументировать
свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности;
- с
учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать
возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять
взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по
разным направлениям, выставках, учебно-исследовательских конференциях,
фестивалях (различного уровня).
Основные разделы программы
I. Развитие
исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа
деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и
навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных
докладов;
-объяснять, доказывать и защищать
свои идеи.
II. Самостоятельная
работа над проектом
Основное содержание работы -
проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих
проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого
этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе
проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
III. Оценка успешности
проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по
объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает
мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач
проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты
исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что
результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему
необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований,
овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа
ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он
способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего
творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио:
накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей
деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». (Приложение)
Тематическое
планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п
|
Разделы. Темы.
|
Кол-во часов
|
Практическая
часть
|
I.
|
Развитие исследовательских способностей
|
25
|
8
|
1
|
Что такое исследование?
|
1
|
|
2-3
|
Как задавать вопросы?
|
2
|
|
4-5
|
Как выбрать тему исследования?
|
2
|
|
6
|
Учимся выбирать дополнительную
литературу
|
1
|
Экскурсия
в библиотеку
|
7-8
|
Библиотечное занятие «Знакомство с
информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать
дополнительную литературу»)
|
2
|
Практическое
занятие в библиотеке
|
9-10
|
Наблюдение как способ
выявления проблем.
|
2
|
Экскурсия
на пришкольный участок
|
11-12
|
Совместное или самостоятельное планирование
выполнения практического задания
|
2
|
|
13-14
|
Выдвижение идеи (мозговой
штурм). Развитие умения видеть проблемы.
|
2
|
|
15-16
|
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения
(гипотезы)
|
2
|
|
17-18
|
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие
умений задавать вопросы.
|
2
|
|
19
|
Экскурсия как средство стимулирования
исследовательской деятельности детей
|
1
|
Экскурсия
в школьный музей
|
20-21
|
Обоснованный выбор способа выполнения задания
|
2
|
|
22-23
|
Составление аннотации к прочитанной книге.
|
2
|
Практичес-кое
занятие в библиотеке
|
24-25
|
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
|
2
|
|
II.
|
Самостоятельная
работа над проектом
|
7
|
5
|
26-27
|
Проведения
самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.
|
2
|
|
28-30
|
Индивидуальные исследовательские работы
по выбранной тематике
|
3
|
Практичес-кое
занятие
|
31-32
|
Представление работ учащихся.
|
2
|
Выступление в актовом зале школы
|
III.
|
Оценка успешности проектной деятельности
|
1
|
|
33
|
Анализ исследовательской деятельности.
|
1
|
|
Итого
33 часа
|
Содержание
занятий
Тема 1. Что
такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки,
необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские
способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные
качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в
исследовательском поиске. Как задавать
вопросы, подбирать вопросы по теме
исследования.
Тема 4-5. Как
выбрать тему исследования?
Понятие «тема
исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на
развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с
информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать
дополнительную литературу»)- 2ч.
Практическое занятие в библиотеке. Подбор литературы по
теме.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Экскурсия на пришкольный
участок. Развитие наблюдательности через игру «Поиск». Формирование умения находить
предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или
самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Составление плана для выполнения задания (алгоритм).
Развитие речи учащихся.
Формирование умения работать
самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи
(мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием
«проблема». Развитие речи, умения видеть
проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка
предположения (гипотез) – 2ч.
Выявление причины и следствия. Развитие умения правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения
выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение
гипотез. Развитие умения правильно
задавать вопросы.
Тема 19.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Экскурсия в школьный
музей.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Мотивация
выбора способа выполнения задания.
Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге. - 2ч.
Практическое
занятие в библиотеке. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать
схемы?- 2ч.
Построение схемы .
Тема 26-27.
Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра
«Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная
игра-исследование.- 1ч.
Практическое занятие. Игра-исследование
«Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные
исследовательские работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над исследовательским
проектом.
Тема 31-32. Представление работ учащихся - 2ч.
Презентации исследовательских проектов учащимися.Выступление в актовом зале
школы.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов
исследовательской деятельности учащихся.
Работа над умением анализировать и делать выводы.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Практическая часть
|
I.
|
Развитие исследовательских способностей
|
24
|
13
|
1
|
Что можно исследовать?
Формулирование темы.
|
1
|
|
2-3
|
Как задавать вопросы? Банк
идей.
|
2
|
|
4-5
|
Тема, предмет, объект
исследования.
|
2
|
|
6-7
|
Цели и задачи исследования.
|
2
|
|
8-9
|
Учимся выделять гипотезы.
|
2
|
Практические
задания
|
10-13
|
Организация исследования.
|
4
|
Практические
задания
|
14-17
|
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение
как способ выявления проблем.
|
4
|
Практические
задания
|
18-19
|
Коллекционирование.
|
2
|
Практические
задания
|
20
|
Экспресс-исследование «Какие
коллекции собирают люди»
|
1
|
Практическая
работа
|
21-22
|
Сообщение о своих
коллекциях.
|
2
|
|
23
|
Что такое эксперимент.
|
1
|
Практическая
работа
|
24
|
Мысленные
эксперименты и эксперименты на моделях
|
1
|
|
II.
|
Самостоятельная
работа над проектом
|
9
|
3
|
25-27
|
Сбор материала для
исследования.
|
3
|
|
28-29
|
Обобщение полученных данных.
|
2
|
Практические
задания
|
30
|
Как подготовить результат
исследования.
|
1
|
|
31
|
Как подготовить сообщение.
|
1
|
|
32
|
Подготовка к защите.
|
1
|
Практическое
занятие
|
33
|
Индивидуальная консультация.
|
1
|
|
III.
|
Оценка успешности проектной
деятельности
|
1
|
|
34
|
Подведение итогов. Защита.
|
1
|
|
Итого 34 часа
|
Тема 1. Что
можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития
исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как
задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос».
Составление «Банка идей».
Тема 4-5.
Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект
исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет
исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть
исследования.
Знать:
как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь:
выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема
6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие
цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать:
ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь:
ставить цели и задачи исследования.
Тема
8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия:
гипотеза, провокационная идея.
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы.
Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить
гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…,
допустим…, возможно…, что, если…
Практические
задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что
бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого
человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы, различать
провокационную идею от гипотезы.
Тема
10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Метод
исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными
доступными детям методами исследования:
подумать самостоятельно; посмотреть
книги о том, что исследуешь; спросить у
других людей; познакомиться с кино- и
телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в
глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе
изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:
методы исследования,
Уметь:
использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать
вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема
14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как
способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”,
“Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать:
метод исследования – наблюдение
Уметь:
проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема
18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия:
коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто
такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:
понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:
выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема
20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая
деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Практическая работа.
Тема
21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления
учащихся о своих коллекциях.
Тема
23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия:
эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что
знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:
понятия - эксперимент и
экспериментирование
Уметь: планировать
эксперимент, находить новое с помощью
эксперимента.
Тема
24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение
эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема
25-27.Сбор материала для исследования -
3 ч.
Понятия: способ фиксации
знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы
фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы,
рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы
сбора материала
Уметь: находить и собирать
материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29.
Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ,
обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения.
Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания:
“Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в
определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения
материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться
приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах
исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана
подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как
подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение
о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки
сообщения.
Уметь: планировать свою
работу “Что сначала, что потом”, “Составление
рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита.
Вопросы для рассмотрения:
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать
доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33.
Индивидуальные консультации - 1 ч.
Подготовка детских работ к
публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ
своей проектной деятельности.
Тематическое
планирование 3 класс (34 часа)
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Практическая часть
|
I.
|
Развитие исследовательских способностей
|
28
|
8
|
1
|
Проект? Проект!
Научные исследования и наша
жизнь.
|
1
|
|
2-3
|
Как выбрать тему проекта? Обсуждение
и выбор тем исследования.
|
2
|
|
4
|
Как выбрать друга по общему
интересу? (группы по интересам)
|
1
|
|
5-6
|
Какими могут быть проекты?
|
2
|
|
7-8
|
Формулирование цели, задач исследования,
гипотез.
|
2
|
|
9-10
|
Планирование работы.
|
2
|
|
11-13
|
Знакомство с методами и предметами
исследования. Эксперимент познания в действии.
|
3
|
|
14-15
|
Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию.
|
2
|
Практическое
занятие
|
16-18
|
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и
составление списка литературы по теме исследования.
|
2
|
Практическое
занятие в библиотеке
|
19-21
|
Анализ прочитанной литературы.
|
3
|
|
22-23
|
Исследование объектов.
|
2
|
Практическое
занятие
|
24-25
|
Основные логические
операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
|
2
|
|
26-27
|
Анализ и синтез. Суждения,
умозаключения, выводы.
|
2
|
Практическое
задание
|
28
|
Как сделать сообщение о результатах
исследования
|
1
|
|
II.
|
Самостоятельная работа над
проектом
|
5
|
5
|
29-30
|
Оформление работы.
|
2
|
Практическая
работа
|
31-32
|
Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
|
2
|
Практическая
работа
|
33
|
Мини-конференция по итогам собственных
исследований
|
1
|
Выступление в
актовом зале школы
|
III.
|
Оценка
успешности проектной деятельности
|
1
|
|
34
|
Анализ исследовательской деятельности.
|
1
|
|
Итого 34 часа
|
Содержание занятий.
Тема
1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа
о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими
глазами».
Тема
2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа
«Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как
выбрать тему».
Тема
4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая
работа.
Тема
5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство
с видами проектов. Работа в группах.
Тема
7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема
9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление
плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема
11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в
действии – 2ч.
Знакомство с методами и предметами исследования.
Определение предмета исследования в
своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема
14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление
анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема
16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования – 2ч.
Практическое занятие. Выбор необходимой литературы по
теме проекта.
Тема
19-21. Анализ прочитанной литературы –
2ч.
Чтение
и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать
литературу, используемую в проекте.
Тема
22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование
объектов в проектах учащихся.
Тема
24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное – 2ч.
Мыслительный
эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой
концовке.
Тема
26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное
на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах
исследования – 1ч.
Составление
плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление
работы – 1ч.
Практическое занятие.
Тема 31-32. Работа в
компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини-
конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих
проектов.
Тема 34. Анализ
исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Практическая часть
|
I.
|
Развитие исследовательских способностей
|
24
|
16
|
1
|
Культура мышления
|
1
|
Практические
задания
|
2-3
|
Методы исследования
|
2
|
Практические
задания
|
4-5
|
Умение выявлять проблемы.
Ассоциации и аналогии.
|
2
|
Практические
задания
|
6-7
|
Обсуждение и выбор тем
исследования, актуализация проблемы.
|
2
|
Практическое
занятие
|
8-9
|
Целеполагание, актуализация
проблемы, выдвижение гипотез.
|
2
|
Практические
задания
|
10-11
|
Предмет и объект
исследования.
|
2
|
Практические
задания
|
12
|
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор
литературы по теме исследования.
|
1
|
Практическое
занятие
|
13-14
|
Ознакомление с литературой по данной
проблематике, анализ материала.
|
2
|
|
15-16
|
Наблюдение и экспериментирование.
|
2
|
Практическая
работа
|
17-18
|
Техника экспериментирования
|
2
|
Практическая
работа
|
19-20
|
Наблюдение наблюдательность.
Совершенствование техники экспериментирования.
|
2
|
|
21-22
|
Правильное мышление и логика.
|
2
|
|
23-24
|
Что такое парадоксы
|
2
|
|
II.
|
Самостоятельная
работа над проектом
|
9
|
4
|
25-27
|
Обработка и анализ всех
полученных данных.
|
3
|
|
28-30
|
Работа в компьютерном
классе. Оформление презентации.
|
3
|
Практическое
занятие
|
31
|
Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите.
|
1
|
|
32
|
Защита исследования перед одноклассниками.
|
1
|
|
33
|
Выступление на школьной НПК.
|
1
|
Выступление в
актовом зале школы
|
III.
|
Оценка
успешности проектной деятельности
|
1
|
|
34
|
Итоговое занятие. Анализ исследовательской
деятельности.
|
1
|
|
Итого – 34 часа
|
Содержание
занятий
Тема1. Культура мышления.
Практические
задания «Как давать определения понятиям», «Как правильно высказывать
суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».
Тема2-3.
Методы исследования.
Практические
задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент
и др.). Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации
и аналогии.
Ассоциации и аналогии. Задания на развитие
умения выявлять проблему. Тема 6-7.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого
разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9.
Целеполагание, актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
Постановка цели,
определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их
формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами.
Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Практическая работа. Работа с картотекой.
Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по
данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка
необходимого материала для работы.
Тема15-16.
Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с
микроскопом, лупой.
Тема 17-18.
Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание
«Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20.
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22.
Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24.
Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Подбор
необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27.
Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных
парадоксах.
Тема28-30.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых данных.
Составление альбома иллюстраций.
Тема 31.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32.
Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33.
Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Иформационно-методическое
обеспечение
Информационные ресурсы:
· компьютер,
·
медиапроектор,
·
средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера),
·
альбомы, карандаши
Электронные
ресурсы:
3.
Большая детская энциклопедия (6-12 лет).
[Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
4.
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
5.
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
6.
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный
ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
7.
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте
содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
[Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
8.
«Внеурочная деятельность школьников» авторов
Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
9.
Проектная деятельность в начальной школе.
[Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Кадровое
обеспечение программы
Занятия
проводит руководитель внеурочной деятельности
– учитель начальных классов.
Литература
1.
Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. «Метод проектов в
начальной школе. Система реализации». Волгоград: Учитель, 2013
2.
Савенков А. И. «Методика исследовательского
обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей.
Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к
курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство
РОСТ, 2012.
4.
Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная
деятельность младших школьников: рекомендации, проекты». Волгоград: Учитель,
2012. – 142 с.
5.
Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской
деятельности старших дошкольников и младших школьников.
6. Федеральный образовательный стандарт начального общего
образования Министерство образования и
науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго
поколения).
Приложение
Индивидуальная
карта «Мои достижения»
Ф.И. учащегося
_________________
|
|
|
|
Название проекта
|
|
|
|
Техника исполнения
|
|
|
|
Самостоятельность
|
|
|
|
Сложность
|
|
|
|
Моё настроение
|
|
|
|
Применение
|
|
|
|
Методические рекомендации к
заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами,
мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который,
по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали
ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом
(исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности
выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом
(исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который,
по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в
дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение,
дидактический материал и т.д.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий