Поиск по этому блогу

вторник, 4 ноября 2014 г.

Кружок "Юный пожарный"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43





                        






                                  




ПРОГРАММА КРУЖКА
"ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ"
(1-4 классы)















Руководитель кружка:
                                                                         Соколик О.И.




                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашей стране детские и подростковые организации имеют многолетнюю историю. Но в последнее время стало настоятельной необходимостью создание кружков «Юный  пожарный».
Цели работы кружка «Юный пожарный».
1. Знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.
2. Привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
3. Знакомство со средствами пожаротушения.
4. Развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.
5. Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
Работа кружка должна быть нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников).
Для достижения этих целей  н е о б х о д и м о:
помочь ребенку ставить перед собой цель овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности;
помогать ребенку стать творцом своего дела;
дать навыки саморегуляции, ведь ребенку недостаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности, формировать собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;
дать ребенку средства защиты, средства восстановления личности (в физическом, психологическом, умственном развитии), научить быть готовым к трудностям.
Члены кружка «Юный пожарный» д о л ж н ы:
и м е т ь достоинство, свое «Я», стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, критичности;
б ы т ь  трудолюбивыми;
о б л а д а т ь чувством коллективизма, стремлением исполнить долг перед обществом, чувством ответственности перед другими, иметь инициативу, неравнодушное отношение к коллективу;
б ы т ь  коммуникабельными (умение быстро находить общий язык с любым человеком), обладать гуманизмом, любовью к людям, умением сострадать;
б ы т ь  гражданином – патриотом – одно из главных качеств – гордиться малой Родиной, местом, где живешь.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная нами деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.
Работа кружка «Юный пожарный» как раз может стать воспитывающей и развивающей деятельностью для старших школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.
Деятельность детей должна развиваться в такой среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образа жизни. Такой средой может стать коллектив кружка.
     Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности. Эта работа должна быть рассчитана на несколько учебных лет и состоять из нескольких этапов.

Программа рассчитана на 1 год – 34 часа





















Примерные этапы работы кружка «Юные друзья пожарных»
(для учащихся 1-4 классов)
Работа кружка может включать в себя три этапа:
1-й этап – накопление знаний. Во время работы на этом этапе члены кружка накапливают знания по пожарной безопасности. Дети прослушивают курс лекций по истории пожарной охраны, статистике возникновения пожаров, правилам оказания помощи на месте происшествия. Помощь на этом этапе могут оказать работники библиотеки (подготовить и провести цикл лекций по данным темам), сотрудники МЧС в ЗАТО Первомайский сотрудники пожарной части (они проводят ряд бесед по противопожарной безопасности для членов кружка).
2-й этап – практический. Членами кружка отрабатываются последовательность действий при пожаре в школе, правила эвакуации в случае пожара. Со всеми учащимися 1–11 классов проводится учебная эвакуация, а также разъяснения правил поведения в случае пожара, знакомство с планом эвакуации и расположением всех запасных выходов из школы; проведение дополнительных внеклассных мероприятий, конкурсы на противопожарную тему.
3-й этап – пропаганда знаний по противопожарной безопасности. Вся работа должна быть направлена на передачу ранее накопленных знаний. Члены кружка уже должны обладать достаточным опытом для ведения работы по противопожарной безопасности непосредственно в классах начальной школы.















План работы кружка
«Юный пожарный»
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю
Сентябрь.
З а н я т и е  1. Организационный сбор. Анализ работы, проделанной в прошлом году. Планирование работы на новый учебный год.
З а н я т и е  2. Подготовка программы участия кружка в месячнике по предотвращению детского травматизма.
З а н я т и е  3. Раздел: Общие знания. Тема «Основы противопожарной безопасности».
З а н я т и е  4. Раздел: Общие знания. Тема «Лесные пожары».
Октябрь.
З а н я т и е  1. Экскурсия в пожарную часть.
З а н я т и е  2. Знакомство с памяткой «Что делать в случае пожара в школе?».
З а н я т и е  3. Раздел: Безопасный дом. Тема «Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате (гостиной, столовой)».
З а н я т и е  4. Раздел: безопасный дом. Тема «Треугольник огня». Подготовка к практической работе.
Ноябрь.
З а н я т и е  1. Раздел: Безопасный дом. Тема «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным». Практическая работа.
З а н я т и е  2. Раздел: Безопасный дом. Тема «Что делать в случае пожара в квартире?».
З а н я т и е  3. Раздел: Безопасный дом. Тема «Что делать в случае пожара на даче?».
З а н я т и е  4. Раздел: Безопасное поведение. Тема «Что делать, если на тебе загорелась одежда?».
Декабрь.
З а н я т и е  1. Раздел: Безопасное поведение. Тема «Как вызвать пожарную охрану?».
З а н я т и е  2. Раздел: Безопасное поведение. Тема «Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей».
З а н я т и я  3–4. Повторение и закрепление знаний и умений по разделам «безопасный дом» и «Безопасное поведение».
Январь.
З а н я т и е  1. Итоговое занятие по разделам «Безопасный дом» и «Безопасное поведение». Тест «Проверь себя».
З а н я т и е  2. Создание лекторских групп. Разработка цикла лекций по противопожарной безопасности.
З а н я т и е  3. Проведение кружковцами лекционных занятий для учащихся начальной школы.
З а н я т и е  4. Проведение кружковцами лекционных занятий для учащихся 1-4 классов.
Февраль.
З а н я т и е  1. Подготовка театрализованной программы «Огонь – друг или враг?» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  2. Выступление с театрализованной программой «Огонь – друг или враг?» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  3. Проведение игры-викторины «Пожарным можешь ты не быть...» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  4. Подготовка литературной композиции «Прогулки по городу огня» для учащихся 1-4 классов.
Март.
З а н я т и е  1. Проведение литературной композиции «Прогулки по городу огня» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  2. Подготовка театрализованной постановки «Добрый и злой огонь» для учащихся начальной школы.
З а н я т и е  3. Проведение театрализованной постановки «Добрый и злой огонь» для учащихся начальной школы.
З а н я т и е  4. Подготовка к практическому занятию «Осторожно – огонь!» для учащихся 1-4 классов.
Апрель.
З а н я т и е 1. Проведение практического занятия «Осторожно – огонь!» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  2. Проведение игры-викторины «Не шути с огнем» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  3. Подготовка КВНа «Находчивые спасатели» для учащихся 1-4 классов.
З а н я т и е  4. Проведение КВНа «Находчивые спасатели» для учащихся 1-4 классов.
Май.
З а н я т и е  1. Подготовка игровой программы «Умелые пожарные».
З а н я т и е 2. Проведение игровой программы «Умелые пожарные» для учащихся начальной школы.
З а н я т и е 3. Проведение игровой программы «Умелые пожарные» для учащихся начальной школы.
З а н я т и е  4. Проведение круглого стола на тему «Юные друзья пожарных. Кто они?». Встреча с новыми кружковцами и рассказ о работе кружка.


                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.
Занятие рекомендуется проводить в форме семинара.
Учебные вопросы:
1. Какие действия людей ведут к возникновению пожаров?
2. Как можно предупредить пожар?
3. Каковы опасные факторы пожара?
4. Что следует делать в первую очередь при возникновении пожара?
5. Какие средства используются для тушения пожара?
6. В каком случае следует прекратить борьбу с огнем и покинуть помещение?
7. Что можно предпринять для защиты от огня и дыма?
8. Как действовать, если горит соседняя квартира?
9. Как можно помочь человеку, охваченному пламенем?
10. Как оказать доврачебную помощь при ожогах?
1. Немного статистики.
Ежегодно в пожарах гибнут тысячи людей. Приведем два события, на примере которых наглядно видна опасность огня. Пожар 2 мая 1917 г. в Барнауле оказался самым крупным не только на Алтае, но вообще в России. В пепел обратилось 730 усадеб (60 кварталов). Без крова осталось 10 500 жителей – более одной пятой населения Барнаула. В огне погибло несколько сот человек. В результате пожара 5 ноября 1961 г. в деревне Эльборусово в Чувашии под обломками сгоревшей школы погибло 4 учителя и 105 детей, среди них 44 ребенка в возрасте 6–7 лет. Помочь им никто не сумел.
Количество пожаров растет. На Алтае с 1991 по 2000 г. прои-зошло 60 964 пожара, погибло 2400 человек (в том числе 178 детей).
2. причины возникновения пожаров:
1) Неосторожное обращение с огнем. Разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах.
2) Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов. Телевизор перегрелся в мебельной стенке, в одну розетку было включено много электроприборов, применялись неисправные приборы.
3) Нарушение правил эксплуатации печей. Применение бензина для разжигания огня, неправильное устройство дымоходов, открытые двери топок.
4) Шалость с огнем. Игра со спичками, небрежное использование хлопушек, бенгальских огней.
Пожар также может возникнуть при использовании неисправной газовой плиты, от непогашенного окурка, от умышленного поджога и т. п. Конкретных причин множество, около 90 % пожаров возникает по вине человека. Поэтому так важно знать правила предупреждения пожаров.
3. Меры профилактики пожара.
Следует помнить о том, что запрещается:
применять самодельные электрические приборы, а также использовать электрошнуры и провода с нарушенной изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, неисправными электрическими и газовыми приборами;
нарушать инструкции по применению бытовых газовых и электрических приборов;
включать в одну розетку более трех электроприборов (или более одного прибора, если мощность его велика);
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами;
пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками и другими нагревающимися электроприборами без подставки из несгораемых материалов;
оставлять без присмотра работающие электроприборы, особенно утюги, электроплиты, телевизоры;
использовать пожароопасные предметы и жидкости вблизи открытого огня или работающих электроприборов, например, бензин, распылять содержимое баллончиков с лаком и т. п.;
пользоваться электроприборами или открытым огнем при запахе газа, свидетельствующем об опасности взрыва смеси газа с воздухом;
разогревать лаки, краски и другие горючие материалы на газовой или электрической плите;
сушить белье вблизи электронагревательных приборов или газовых плит, над раскаленными печами;
зажигать вблизи новогодней елки хлопушки, бенгальские огни, фейерверки, свечи, применять самодельные хлопушки и т. п.;
оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать малолетним детям надзор за ними;
устраивать в квартирах мастерские, склады, где применяются и хранятся пожароопасные вещества и материалы;
загромождать мебелью проходы, лестничные площадки, марши лестниц, люки, чердаки, подвалы, балконы.
Как видим, меры профилактики пожаров многообразны. Выбор их зависит от конкретных условий. Например, способы предупреждения пожара в городской квартире, начиненной электроприборами, будут несколько иными, чем меры безопасности в деревянном дачном домике, где нет электричества, водопровода, топят печь, зажигают свечи и керосиновую лампу, используют примусы и т. п.
4. Действия при пожаре.
Если, несмотря на все меры предосторожности, начался пожар, в соответствии с правилами пожарной безопасности, действующими в России, каждый гражданин обязан:
немедленно сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану. Необходимо назвать адрес или место возникновения пожара, сообщить свою фамилию. Следует четко и точно отвечать на вопросы телефонистки: сколько в доме этажей, как к нему подъехать и т. п. Если есть возможность, надо встретить машины – это сбережет минуты, которые столь дороги во время пожара;
по возможности эвакуировать людей, потушить пожар и сохранить материальные ценности.
Важно учитывать, что маленькие дети во время пожара обычно прячутся под кровати, диваны, столы, в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты и на зов, как правило, не откликаются.
Следует помнить, что пожар – это такое опасное стихийное бедствие, с которым во многих случаях могут бороться только сотрудники специальных пожарных подразделений, имеющие соответствующее оборудование и опыт борьбы с огнем. Поэтому школьнику обычно достаточно быстро сообщить о возгорании по телефону «01», предупредить о пожаре взрослых, покинуть вместе с другими детьми опасное место, закрыть за собой двери, чтобы воздух не поступал в горящее помещение. Пламя без притока свежего воздуха может уменьшиться или вовсе потухнуть.
Что делать, если нет возможности покинуть горящее помещение? Например, если огонь охватил коридор или лестницу, по которой можно выйти из дома. В подобных ситуациях следует помнить о средствах и мерах защиты от огня и дыма.
Выбирать вариант поведения во время пожара, средства тушения огня можно только с учетом конкретной ситуации. Мы же рассмотрим технические вопросы защиты от опасных факторов пожара в наиболее распространенных ситуациях.
Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды и предметов, токсичные продукты горения, пониженная концентрация кислорода, падающие части строительных конструкций, установок, агрегатов, потеря видимости вследствие задымления, взрывы (взорваться может баллон с газом, кинескоп телевизора и т. п.). Возрастает опасность поражения электрическим током. На кожу могут попасть едкие, раздражающие вещества (например, содержащиеся в некоторых огнетушителях). Опасность также представляет сильное охлаждение некоторых деталей углекислотного огнетушителя. Например, температура раструба и днища корпуса достигает минус 70 °С.
Реальной является опасность падения людей с большой высоты при повреждениях перекрытий между этажами или при попытке спуститься из окна многоэтажного дома. Люди иногда теряют рассудок, сбивают друг друга с ног, толпой пытаются пробиться к выходу из помещения, перекрывая проходы и т. п.
5. Опасные факторы пожара. Средства для тушения пожара, способы защиты.
первый опасный фактор пожара – открытый огонь. Для ликвидации очагов возгорания, предотвращения распространения пламени применяются различные средства тушения, которые подразделяются на подручные (песок, вода, одеяло, покрывало и т. п.) и табельные (огнетушитель, багор, топор и т. п.). Наиболее распространенным табельным средством тушения пожаров являются огнетушители.
Огнетушители – специальные технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Существует множество видов огнетушителей, отличающихся по назначению, устройству, мощности, способам применения.
Как использовать огнетушитель при пожаре? Это зависит от типа огнетушителя. На корпусе каждого из них должна быть инструкция. Разумеется, как пользоваться средствами тушения пожара, лучше узнать до непосредственного его применения.
Обычно наиболее доступным подручным средством борьбы с пожаром является вода. На поверхность горящих конструкций, строений, предметов, устройств вода подается различными способами (при помощи пожарного шланга, ведра и т. п.). Воду можно применять, когда горят обычные материалы (дерево, бумага, ткани и т. п.). Водой нельзя тушить горящую электрическую аппаратуру, находящуюся под напряжением, воспламенившуюся горючую жидкость (бензин, ацетон и т. п.), а также вещества, которые при реакции с водой выделяют токсичные или горючие газы (сода, калий, карбид кальция и др.).
При тушении пожара хороший эффект дает использование любой несинтетической накидки, которая прекращает доступ воздуха к горящему предмету. Песок пригоден для тушения небольших пожаров, но не подходит для тушения горючих жидкостей. Для борьбы с огнем можно использовать зеленые ветви, мокрые тряпки, любое подходящее средство.
Если нельзя ликвидировать очаг горения своими силами, немедленно покиньте помещение, прикройте за собой дверь. Если необходимо преодолеть огонь, укройте как можно большую площадь своей кожи – наденьте пальто, шапку, замотайтесь в одеяло, намочите всю одежду. Приготовьтесь не дышать. При сильном задымлении, плохой видимости направление движения можно определить по стенам или по направлению досок пола в помещении. Место, охваченное огнем, можно пробежать на вдохе (во время бега задержите дыхание).
Покидая здание, даже не пытайтесь пользоваться лифтом. В такие минуты может внезапно отключиться электричество и шахта лифта сработает как вытяжная труба. Достаточно проехать несколько этажей, чтобы отравиться продуктами горения.
При первых же признаках возгорания в кабине лифта или шахте немедленно сообщите об этом диспетчеру, нажав кнопку «ВЫЗОВ» в кабине. Поднимите шум, кричите, стучите по стенам кабины, зовите на помощь. При невозможности самостоятельно выйти из лифта до прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком, рукавом одежды, смочив его водой, молоком, слюной, мочой. Сохраняйте выдержку в ожидании помощи. Если лифт движется, не останавливайте его сами, а дождитесь остановки. Выйдя из кабины, заблокируйте двери (вставьте какой-либо предмет, препятствующий их закрытию), чтобы никто не смог вызвать лифт и снова оказаться в ловушке. Вызовите пожарных. В кабину лифта входить нельзя, так как она может самопроизвольно двинуться из-за замыкания горящих проводов.
Кабина лифта находится под напряжением, поэтому в данном случае огонь не тушится водой, а используется углекислотный или порошковый огнетушитель, сухой песок, сухая ткань.
Следующий опасный фактор – дым, продукты горения.
В помещениях, где огня нет, но они задымлены и там находятся люди, рекомендуется открыть окна и двери для проветривания. Следует иметь в виду, что выполнение данных мер не должно усиливать приток воздуха в другие помещения, в которых имеются очаги возгорания. В горящем помещении не следует открывать окна, так как поступивший кислород усилит пламя. По этой же причине надо очень осторожно открывать дверь в комнату, в которой что-то горит, – пламя может полыхнуть вам навстречу. Данные правила безопасности важно соблюдать, так как во время пожара наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха и токсичных продуктов горения. Так, воздействие воздуха, нагретого свыше 70 °С, представляет серьезную опасность для жизни. Порой достаточно несколько раз вдохнуть воздух, содержащий продукты горения, чтобы потерять сознание. При отравлении дымом человек нередко теряет способность рассуждать, становится равнодушным, наступает оцепенение, головокружение, а при остановке дыхания – смерть. Поэтому всеми доступными способами защищайтесь от дыма. Преодолевая небольшой участок задымленного помещения, можно на короткое время задержать дыхание на вдохе.
Важно иметь в виду, что обычные средства и способы защиты от дыма (мокрые повязки, противогазы и респираторы) лишь частично защищают от опасностей пожара. Тем более что количество кислорода в помещении нередко быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. Поэтому иногда следует пробираться на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, выясните, что происходит. Выходя из квартиры, обязательно прикройте за собой дверь, иначе комнаты могут наполниться дымом. Если дым мешает дышать, следует вернуться в квартиру. Современный дом из кирпича или железобетона можно назвать «несгораемым». Нужно закрыть дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками (в том числе и вентиляционные отверстия), выключить электричество, перекрыть газ, снять с окон занавески (под воздействием тепла стекла могут треснуть, и они легко загорятся), отодвинуть от окон предметы, которые могут загореться, наполнить ванну и другие подходящие емкости водой. Важно помнить, что эти меры безопасности могут помочь, если в доме нет деревянных перекрытий между этажами, перегородок, стен, балок, вентиляционных коробов. Дом, в котором есть такие детали и конструкции (обычно это дома старой постройки), надо немедленно покинуть. В таких домах для этой цели обычно есть пожарные лестницы. Если в квартиру проник дым, стало трудно дышать, нужно вый-ти на балкон и подавать знаки: кричать, размахивать одеждой и т. п.
Чтобы уменьшить вероятность подобных сложных ситуаций, жильцам многоэтажных домов важно уметь пользоваться системой пожарной защиты дома: пожарными кранами, огнетушителями и т. п. Следует помнить о том, что на балконах имеются зоны, находясь в которых можно отдалиться от окон и дверей, угрожающих огнем и дымом. Кроме того, важно знать, где расположены эвакуационные лестницы, люки на балконах, другие возможные пути эвакуации из горящего здания. К примеру, в зданиях высотой 10 и более этажей имеются так называемые незадымляемые лестничные клетки с проходом через открытую зону. В 9-этажных домах на балконах и лоджиях есть эвакуационные лестницы, люки. В бетонных перегородках между лоджиями имеются специальные тонкие участки, которые можно разрушить тяжелым предметом (в них нет арматуры) и перейти из одной квартиры в другую, спасаясь от пожара.
Если на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. А сделать это довольно трудно, так как от боли человек начинает метаться, раздувая пламя. Поэтому горящего человека надо остановить любым способом. Затем воспламенившуюся одежду следует погасить, заливая водой, а зимой забрасывая снегом. При отсутствии воды набросьте на пострадавшего одежду или плотную ткань, не закрывая его голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и отравления продуктами горения. Если под рукой ничего подходящего не оказалось, катайте горящего по земле, чтобы сбить пламя. Имейте в виду: чем дольше и плотнее прижата к пострадавшему тлеющая одежда, тем губительнее воздействие высокой температуры. Потушив пламя, вынесите пострадавшего на свежий воздух, разрежьте обгоревшую одежду и снимите ее, стараясь не повредить обожженную кожу. Наложите на пораженные места повязку из бинта или ткани, проглаженную утюгом. При обширных ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, вызовите «скорую помощь» или доставьте в ближайшее лечебное учреждение. Для уменьшения боли можно дать таблетку анальгина или аспирина. При ожогах первой степени (кожа только покраснела) для предупреждения отека тканей применяют холодную воду, снег, лед. Вскрытие пузырей, применение кремов, спиртового раствора бриллиантовой зелени, раствора марганцевокислого калия недопустимо.
6. Практические задания.
В ходе последующей работы в  классе  выполняются  п р а к т и ч е с -
к и е  з а д а н и я  по применению средств тушения и спасению пострадавшего от пожара.
В конце занятия ребята получают  д о м а ш н е е   з а д а н и е:
1. Внимательно посмотрите на то, что вас окружает дома и в школе. Не видно ли нарушений правил пожарной безопасности?
2. Если вы заметили нарушения правил пожарной безопасности, посоветуйтесь со взрослыми, что можно предпринять в сложившейся ситуации; сделайте то, что в ваших силах, для устранения возможных причин пожара.
3. Проанализируйте свое собственное поведение и поведение ваших близких.
– Какие действия могут привести к пожару?
– Что следует дополнительно сделать, чтобы избежать пожара?
– Если вы обнаружили, что в ваших действиях есть что-то, угрожающее пожаром, попробуйте изменить свое поведение.
4. Какие средства тушения пожара имеются у вас дома, на даче? Не будет ли полезно расширить этот арсенал средств? Какие подручные средства пожаротушения можно применить в вашем доме, в школе?
5. Если у вас есть огнетушитель (в квартире, на даче и т. п.), ознакомьтесь с инструкцией по его применению. Попросите взрослых показать, как им пользоваться. Выясните, что можно тушить этим огнетушителем, чего нельзя.
6. Если загорелся телевизор, специалисты советуют отключить его от сети и тушить водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки, стоять при этом сбоку от прибора. Выясните, сможете ли вы выполнить эти действия в случае пожара


ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ НА КУХНЕ,
В СПАЛЬНОЙ КОМНАТЕ И ОБЩЕЙ КОМНАТЕ
(ГОСТИНОЙ, СТОЛОВОЙ)
1. Потенциальные опасности на кухне.
П р и м е ч а н и я   д л я   у ч и т е л я.
Всем кажется, что дом – самое надежное и безопасное место. Но так ли это на самом деле?
Возможность несчастного случая в доме чрезвычайно велика. В кухне находятся различные бытовые приборы и оборудование: плита, являющаяся источником тепла, или тостер, в котором, если его оставить без присмотра, может загореться подсушиваемый хлеб, – а также многие другие предметы, требующие внимания.
В настоящем задании рассматривается типичная кухня, в которой при несоблюдении правил безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций. Ниже дан перечень возможных заданий. Далее следует перечень ответов на задание по обнаружению нарушений правил безопасности.
З а д а н и я
1) Отыщите на рисунке кухни все нарушения правил безопасности.
2) Оглядите свою кухню. Сколько источников потенциальной опасности пожара или несчастных случаев вы в ней находите? Составьте список и сравните его со списками, составленными вашими одноклассниками.
3) Составьте всем классом список всех случаев нарушения правил безопасности в ваших кухнях. Этот список можно представить в виде таблицы, схемы или рисунков. Полученные материалы вывесите в соответствующем месте в классе.
4) Обсудите, каким образом можно исправить или устранить все случаи нарушения правил безопасности.
О т в е т ы  (опасности на кухне):
1) На шкафчике справа от плиты оставлены спички.
2) Никто не следит за тостером.
3) Мусорное ведро переполнено.
4) Сковорода оставлена на плите ручкой наружу.
5) В кухне находится без присмотра маленький ребенок.
6) Кухонные полотенца сушатся над плитой.
7) На шкафчике слева от плиты оставлена емкость с неизвестной жидкостью.
8) Там же стоит пепельница с окурками.
9) Чайник стоит на краю стола.
10) Изоляция электрошнура чайника изношена.
11) Шнур чайника свисает со стола.
12) Токсичные вещества хранятся в доступном для детей месте.
13) Игрушка оставлена на полу.
14) О складку на коврике можно споткнуться.
15) Вода, льющаяся из крана, слишком горячая.
16) Из боковой стенки шкафчика справа выступает вделанный
в нее крючок.
17) Сушилка для посуды установлена над плитой.
18) Чайник и его электрошнур находятся слишком близко от водопроводного крана.
19) Розетка и провод находятся над тостером, являющимся источником тепла.
2. Потенциальные опасности в спальной комнате.
П р и м е ч а н и я   д л я   у ч и т е л я.
Настоящее задание – продолжение цепочки заданий по выявлению опасных ситуаций. Его цель – развить наблюдательность детей при выявлении указанных выше ситуаций в своих домах или в школах. Хотя источники возможного возгорания в спальнях отличаются от источников возгорания на кухнях, потенциальная возможность пожара остается той же. Ответы на задание по отысканию случаев нарушения правил безопасности, потенциально способных привести к пожару или несчастному случаю в спальне, приведены под перечнем заданий.
З а д а н и я
1) Отыщите на рисунке спальни все случаи нарушения правил безопасности.
2) Внимательно осмотрите свою спальню. Сколько источников потенциальной опасности пожара или несчастных случаев вы в ней найдете? Составьте список и сравните его со списками, составленными вашими одноклассниками.
3) Составьте с другими учениками вашего класса список всех случаев нарушения правил безопасности в ваших спальнях. Этот список можно представить в виде таблицы, схемы или рисунков. Полученные материалы вывесите в соответствующем месте в классе.
4) Обсудите, каким образом можно исправить или устранить все случаи нарушения правил безопасности.
О т в е т ы  (опасности в спальне):
1) Лампа накрыта тканью.
2) Спички оставлены на тумбочке или ночном столике.
3) Курение в постели.
4) Пепельница стоит на краю постели.
5) Электрокабель лежит посреди пола (можно споткнуться и упасть).
6) Электрокабель лежит под ковриком.
7) Существует возможность перегрузки удлинителя.
8) Занавеска находится слишком близко от плитки.
9) Полотенце для посуды висит над плиткой.
10) Полка для посуды установлена над плиткой.
11) Розетка в кухонном углу перегружена.
12) Под раковиной хранятся бутылки с неизвестным содержимым.
13) Мусорное ведро переполнено.
14) Коврик лежит неровно (можно споткнуться о складки и упасть).
3. Потенциальные опасности в общей комнате (гостиной, столовой).
П р и м е ч а н и я   д л я  у ч и т е л я.
Эта тема – последняя из трех, в которых предлагаются задания по отысканию случаев нарушения правил по безопасности. В общей комнате (гостиной, столовой) пожар может начаться ночью и поэтому оставаться не замеченным в течение некоторого времени.
З а д а н и я
1) Отыщите на рисунке комнаты все случаи нарушения правил безопасности.
2) Посмотрите, сколько источников потенциальной опасности можно найти в общей комнате в вашей квартире. Составьте список и сравните его со списками, составленными вашими одноклассниками.
3) Составьте всем классом список всех случаев нарушения правил безопасности в ваших общих комнатах. Этот список можно представить в виде таблицы, схемы или рисунков. Полученные материалы вывесите в соответствующем месте в классе.
4) Обсудите, каким образом можно исправить или устранить все случаи нарушения правил безопасности.
О т в е т ы  (опасности в общей комнате):
1) Включенный утюг оставлен без присмотра.
2) Белье висит слишком близко к обогревателю.
3) Лампа накрыта тканью.
4) В пепельнице сигареты.
5) Спички на столе.
6) Ребенок ковыряет отверткой штепсель.
7) Оболочка кабеля в плохом состоянии.
8) Провод удлинителя находится под ковриком.
9) На елке горят свечи.
10) Стенная розетка перегружена.
11) Чайник стоит на тумбочке, его поврежденный шнур свисает с тумбочки.
12) Бутылки со спиртными напитками оставлены на столе.
13) На столе лежит острый нож.
14) С гладильной доски, на которой стоит утюг, свисает одежда.
15) На полу разбросаны газеты.
16) Коврик завернулся (можно споткнуться).
17) В комнате находится открытый книжный шкаф. Дети могут вскарабкаться на него и упасть или опрокинуть шкаф на себя.


ТРЕУГОЛЬНИК ОГНЯ
Подготовка к практической работе
П р и м е ч а н и я   д л я  у ч и т е л я.
Огню нужны три вещи:
1) Источник тепла: зажженная спичка, открытое пламя, электронагревательный прибор.
2) Горючее: одежда, бутылка бензина, постельное белье, мебель.
3) Кислород, который содержится в окружающем нас воздухе.
Уберите одну из этих составляющих – и огонь погаснет.
П р и м е р ы:
1) Вода, вылитая на огонь, понижает температуру и устраняет источник тепла.
2) Крышка, положенная на загоревшуюся сковороду, перекрывает доступ кислороду.
3) Без горючего нечему гореть, а значит – не может быть огня.
В процессе горения происходит химическая реакция с выделением различных газов. При недостатке кислорода сгорание получается неполным. В этом случае образуется дым, который содержит ядовитые вещества. От дыма погибает больше людей, чем от огня.
Так как дым, образующийся в процессе горения, имеет высокую температуру, он поднимается до самой высокой точки в помещении. Поэтому на ранней стадии пожара можно проползти под дымом. Помните также: там, где дым, – температура выше.
З а д а н и е
По сути дела, можно сказать, что речь идет не о «треугольнике», а о «квадрате огня», если ввести человеческий фактор.
Используя идею квадрата, предложите детям обсудить и сделать список различных источников тепла и горючего, которые в сочетании с кислородом и человеком вызывают появление огня.
С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Огню нужны 3 вещи: воздух, горючее и тепло (см. схему):
Треугольник огня


– Какого компонента не хватает в следующих ситуациях:
1) если вылить на огонь воду? .........................................
2) когда газовая горелка на плите выключается? ............
3) если закрыть крышкой загоревшуюся сковороду? .....
4) если задуть спичку?…………………………………….


БУДЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,
НО ОСТОРОЖНЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Практическая работа
Цели: уточнить представления об особенностях профессии службы спасения (милиция, скорая помощь, пожарная охрана) и особенностях жизнеобеспечения современного жилища; формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека; практическое освоение правил безопасного поведения ребенка одного в квартире.
Оформление: часть кабинета оформлена как кухня и комната. Слева – кухня, закрытая ширмой. На кухне стол, электроплита, на ней кастрюля, набор прихваток, гладильная доска, утюг, бытовая химия, телевизор с цветочным горшком на нем, гирлянда с оголенными проводами. Справа – комната, закрытая ширмой. Стол, на нем ножницы, кнопки (бутафорские), иголки (бутафорские), спицы, таблетки, на полу разбросаны игрушки. На полке телефон.
Оборудование: памятки, медали за правильный ответ, две ширмы, на которых плакат с тремя основными правилами безопасности, дверной глазок (бутафорский), кроссворд, плакат по пожарной безопасности.
П р и м е ч а н и е   д л я   у ч и т е л я.
На практическое занятие кружка приглашаются учащиеся начальной школы. Занятие инсценированное.
Действующие лица: Незнайка, милиционеры – ученики 5 класса. «Бабушка», «Врач», «Почтальон» – ученики 2 класса. Герои стихотворения С. Маршака «Пожар» – ученики 2 класса.
1. Вводная часть.
Ведущий. Что такое ОБЖ? (Основы безопасности жизнедеятельности.)
Назовите три основных правила безопасности. (Предвидеть опасность; по возможности избегать ее; если не удалось избежать, то действовать.)
2. Сообщение темы. Мотивация.
Ведущий. Тема сегодняшней работы «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным». Мы повторим все, что знаем о безопасности дома, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своих близких, жилье, в котором мы живем, для этого мы побываем в одной из квартир.
3. Основная часть (инсценировки).
1. Безопасность в комнате.
Из-за ширмы слышна песня «В траве сидел кузнечик».
Ведущий. В чью квартиру мы попали? (Незнайки.)
Сдвигается ширма. За столом сидит Незнайка и что-то вырезает. На полу разбросаны игрушки.
Ведущий. Незнайка, что у тебя случилось? Был на квартиру налет?
Незнайка. Нет.
Ведущий. К тебе заходил бегемот?
Незнайка. Нет.
Ведущий. Может быть, дом не твой?
Незнайка. Мой.
Ведущий. А что тогда случилось?
Незнайка. Просто все малыши и малышки ушли по своим делам, а я решил им сделать сюрприз: приготовить обед, а пока варится суп, я делаю игрушки для новогодней елки.
Ведущий. Да, хороший «сюрприз» ты приготовил для своих друзей. В такой квартире их на каждом шагу подстерегают опасности.
Незнайка. Это дома-то? Да что же здесь опасного? Тараканы, что ли?
Ведущий. Ребята, давайте покажем Незнайке все опасности и поможем их устранить.
Ученики по одному выходят, называют опасность, объясняют, чем опасен предмет, и убирают его на место.
Ножницы – закрыть, убрать в футляр (несчастный случай).
Спицы – убрать в корзину (несчастный случай).
Иголки – убрать в игольницу (несчастный случай).
Таблетки – в аптечку (отравление).
Кнопки – в коробочку (несчастный случай).
Игрушки – на свои места (несчастный случай).
Ведущий. Вот сколько опасностей подстерегало тебя, Незнайка! Помни п р а в и л о простое:
Ученик.      Дом в порядке содержи:
                    Вилки, ножницы, ножи,
                    И иголки, и булавки
                    Ты на место положи!
2. Безопасность на кухне.
Ведущий. Вот теперь в комнате порядок. Но ты говорил, что готовишь обед.
Незнайка. Ай, ой! Заставили меня порядок наводить, а обед-то, наверное, уже сгорел!
Ведущий. И ты оставил без присмотра плиту? Ты подвергаешь себя и других опасности. Быстрее на кухню!
– Что сделать, если несчастный случай все-таки произошел, а вы дома одни и вам некому помочь?
Ученик.      Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи – «03».
Ведущий. Ты все понял, Незнайка?
Незнайка. Да.
Ведущий. А вот сейчас мы это проверим.
Кроссворд


П о  г о р и з о н т а л и:
1. Почему не надо дотрагиваться до чайника, который стоит на огне? (Горячий.)
Незнайка (отвечает). Красивый, его можно замарать.
4. Вызывать ли скорую помощь, если произошел какой случай? (Несчастный.)
Незнайка. Веселый.
5. Вода и электричество вместе – это что? (Опасность.)
Незнайка. Радость, салют, фейерверк!
6. Почему не надо брать стиральный порошок? (Ядовитый.)
Незнайка. Невкусный.
7. Что тебе нужно для разрезания бумаги? (Ножницы.)
Незнайка. Ничего мне не надо.
П о  в е р т и к а л и:
2. Нож – это какой предмет? (Острый.)
Незнайка. Тяжелый
3. Какой человек старается уберечь себя от опасности? (Осторожный.)
Незнайка. Я, Незнайка!
Незнайка дает свои неправильные ответы, ребята исправляют его, называют правильный ответ. Незнайка записывает их. Пока дети отгадывают кроссворд, можно приготовить для сценки печку.
3. Причины возникновения пожара и действия во время пожара.
Ведущий. Ничего ты, Незнайка, не понял.
Незнайка. Да что вы все – опасности, опасности! Жизни радоваться спокойно не даете. Смотрите лучше, что я приобрел для нового года (достает из кармана бенгальские огни). Сейчас такой салют устроим!
Ведущий. Что вы, ребята, можете сказать Незнайке? (Бенгальские огни могут быть причиной пожара.)
Ведущий. А еще какие п р и ч и н ы пожара вы знаете?
Не балуйся со спичками.
Выключай электроприборы, выходя из комнаты.
Не суши белье над плитой.
Не открывай печку без взрослых.
Ведущий. Посмотри, Незнайка, что может произойти, если не выполнять эти правила.
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Пожар».
Ведущий. А что ты, Незнайка, сделаешь, если начнется пожар?
Незнайка. Открою дверь балкона, ветер задует огонь!

Ведущий. Правильно, ребята? (Нет. Надо позвонить по телефону
 «1-01».)
Ученик.    Знает каждый гражданин
Этот номер – «1-01».
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «1-01».
Ведущий. Почему нельзя открывать дверь балкона?
Дети отвечают.
Ведущий. А вы знаете, что нужно сделать в первую очередь, если в доме начался пожар?
Если огонь небольшой, попробовать затушить его, набросив плотную ткань или вылив воды.
Если огонь сразу не погас, то немедленно убегай из квартиры, а потом звони по телефону «01».
Ведущий. Все ли можно тушить водой? (Нельзя тушить электроприборы.)
Ведущий сообщает правильный ответ после высказываний детей.
Ведущий. Только ли огонь опасен при пожаре? (Дым. Надо опуститься на корточки или покидать помещение ползком – внизу дыма меньше.)
Незнайка. Я понял.
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «1-01».
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
4. Личная безопасность дома.
Раздается звонок в дверь.
Незнайка. Звонят в дверь, побегу открывать.
Ведущий. Подожди, Незнайка, опять ты торопишься. Ребята, подскажите Незнайке, что ему надо сделать, прежде чем открыть дверь? (Посмотреть в глазок или спросить, кто там.)
Незнайка. Ну, ладно, ладно. Смотрю. Там какая-то бабушка, что она мне сделает? Я открою.
Ведущий. Стой, Незнайка, не торопись! Сначала отгадай загадку. Кому из этих трех людей ты откроешь дверь?
Незнайка. Всем.
Ведущий. Правильно, ребята?
В дверь стучится «врач». ведущий спрашивает Незнайку, можно ли открыть дверь. Незнайка согласен, потому что врач лечит,
а ученики – нет, так как без взрослых дверь нельзя открывать
никому.
Снова стук в дверь.
Незнайка. Кто там?
Голос за ширмой («Почтальон»). Малыш, позови, пожалуйста, маму.
Незнайка. А дома никого нет.
Ведущий. Правильно ответил Незнайка?
Дети. Нет.
Ведущий. А как надо правильно? (Мама занята, подойти не может.)
«Почтальон». Тогда открой дверь, я принесла тебе билеты на новогоднюю елку.
Незнайка. Ура! Я пойду на новогоднюю елку! Сейчас открою.
Ведущий. Сначала спроси у ребят, можно ли открывать дверь. (Нет. Если тебя не предупредили о приходе визитера.)
Начинают ломать дверь.
Незнайка. Что делать, меня сейчас украдут?!
Ученик.    Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – «02».
Незнайка (в телефон). Помогите! Помогите! Меня хотят украсть!
Ведущий. Сможет ли милиция помочь Незнайке? (Нет, Незнайка неправильно вызывает помощь.)
Дети демонстрируют, как правильно вызвать помощь. Звонок по телефону в милицию: нужно представиться, назвать причину вызова, точный адрес, номер квартиры.
Снова звонок в дверь квартиры незнайки.
Незнайка. Я бо-боюсь.
Ведущий. Хорошо, Незнайка, я сама узнаю, кто там. (подходит к двери.) Кто там?
Милиционер. Милицию вызывали?
Ведущий. Ребята, мы вызывали милицию? (Да, значит можно открыть дверь.)
Ведущий открывает дверь. входит милиционер.
Милиционер. Что у вас произошло?
Незнайка. Меня украсть хотели!!!
Милиционер. За дверями никого нет. Наверно, преступники услышали ваш разговор и ушли. Вы поступили совершенно верно.
Ребята, запомните! Вашим помощником в трудной ситуации может быть телефон, только нужно правильно им пользоваться. Если ты один дома, ты всегда сможешь задать трудные вопросы маме, папе, дедушке, бабушке по телефону. Набрав определенный номер, ты всегда сможешь позвать на помощь милицию, скорую помощь, пожарных, соседей, друзей. Запомни, что тебе смогут помочь, если ты точно назовешь свой адрес, телефон, как тебя зовут. Для того, чтобы не забывать номера телефонов, взрослые придумали записные книжки. И я вам (достает из кармана памятку) советую сделать такую же. Впишите в нее самые нужные номера. Посоветуйтесь с родителями, какие это будут номера. Потом эту памятку можно будет носить с собой как записную книжку или положить около телефона, чтобы она всегда была под рукой.
Итак, запомните:
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи – «1-03».
Этот номер – «1-01».
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «1-01».
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – «1-02».
Ведущий. Незнайка, помоги раздать памятки. Прочитаем, что там написано.
Чтение и анализ памятки. Дается домашнее задание: заполнить памятку вместе с родителями.
Главные п р а в и л а безопасного поведения
1. Предвидеть опасность.
2. По возможности ее избегать.
3. При необходимости – действовать.
Памятка
учени___ 2 класса


Ведущий. Спасибо, уважаемый милиционер, за помощь и совет. Наши ребята тоже уже много знают. За урок они заработали много медалей за правильные ответы.
Милиционер. Надеюсь, что каждый из этих ребят сумеет сохранить здоровье и жизнь. А мне пора. Служба.
Ведущий. До свидания! А я еще раз повторю д о м а ш н е е   з а д а -
н и е:
заполнить памятку и вложить ее в дневник.

чТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В КВАРТИРЕ?
При рассмотрении вопросов темы желательно иметь в виду, что квартира находится в многоэтажном доме, на высоком этаже, откуда самостоятельно эвакуироваться, например через окно, без угрозы для жизни и здоровья нельзя.
П р и м е ч а н и я  д л я  у ч и т е л я.
Обучаемым надо пояснить следующее. Если в квартире случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут выбраться наружу невредимыми.
З а д а н и я
Приведенные ниже задания объясняют, почему нужно принимать те или иные меры и как им научиться.
1. Упражнение по скатыванию с кровати.
Если вы проснулись от шума пожара или запаха дыма, не садитесь в кровати, а скатывайтесь с нее прямо на пол. Если вы сядете в кровати, вы можете вдохнуть дым, в котором могут быть ядовитые газы.
2. Упражнение по перемещению ползком.
Проберитесь ползком по полу под облаком дыма к двери вашей спальной комнаты. Так вы избежите отравления дымом.
3. Как определить, есть ли пожар за дверью? Защита от дыма (упражнение).
Достигнув двери, не открывайте ее, так как за ней может быть огонь. Осторожно прикоснитесь к двери или ручке (если она ниже уровня дыма) тыльной стороной ладони.  (Ученики  могут  задать  справедливый в о п -
р о с: «Зачем это делать таким способом?» О т в е т: тыльной – более чувствительной – стороной ладони безопаснее и эффективнее можно определить температуру двери и ручки. Если за дверью пожар – температура высокая.) Если дверь не горячая, вы можете ее осторожно открыть. Если дверь горячая, не открывайте ее, а закупорьте щель под дверью, чтобы предотвратить дальнейшее проникновение дыма, возвращайтесь ползком в глубину комнаты и принимайте меры к спасению (см. далее).
4. Упражнение по задержке дыхания и открыванию окна.
Откройте окно. Возможно, придется сделать вдох и задержать дыхание, встав на ноги в дыму, чтобы открыть окно. Рекомендуется сократить до минимума время, в течение которого вы находитесь в дыму; поэтому перед тем как подняться, чтобы открыть окно, следует сделать глубокий вдох. Затем подняться, открыть ручки окна, снова присесть на корточки и глубоко вдохнуть, а затем, открыв окно, высунуться из него и закричать «ПОМОГИТЕ! ПОЖАР!»
Если, стоя у окна, вы задыхаетесь от дыма, снова присядьте на корточки и глубоко вдохните. Затем опять, высунувшись из окна, зовите на помощь, стараясь привлечь к себе внимание. (Предложите учащимся придумать различные способы, которыми можно привлечь к себе внимание.)
5. Как позвать на помощь и выйти из горящей квартиры (упражнение).
Если можно открыть дверь вашей спальни, выберитесь из нее на четвереньках и закройте за собой дверь. Передвигаясь на четвереньках, чтобы оставаться ниже уровня дыма, направляйтесь из вашей квартиры к выходу. Дайте знать всем в квартире о пожаре, но не подвергайте себя при этом риску. Если из-за пожара вы не можете выйти из квартиры, вернитесь в свою комнату и выполняйте действия, описанные в задании 4.
Вы обязательно должны закрывать за собой все двери, через которые вы проходите.
6. Упражнение по перемещению телефона и вызову пожарной команды.
Как только ситуация станет достаточно безопасной, чтобы позвонить, вызовите пожарную команду. Если вы не можете выбраться в безопасное место, возможно, вы сможете поставить имеющийся в вашей квартире телефон на пол и набрать «01», чтобы вызвать пожарную команду. Это можно сделать лишь при условии, что вы не подвергнетесь риску: за закрытой дверью, ограждающей вас от огня, и лежа на полу, ниже уровни дыма.
Алгоритм действий
1) Если дым и пламя не позволяют тебе выйти наружу, закрой дверь и заткни полотенцами или простынями все щели и отверстия. Это предотвратит попадание дыма в комнату, где ты находишься.
2) Подойди к окну. Если комната наполнилась дымом, передвигайся ползком – так тебе будет легче дышать, потому что дым поднимается вверх.
3) Открой окно. Если окно не открывается – разбей его твердым предметом.
Постарайся привлечь внимание людей, которые могут вызвать пожарную команду. Жди приезда пожарных. Они обычно приезжают через несколько минут.
4) Если ты можешь, не подвергая себя опасности, подойти к телефону, позвони по номеру «1- 01», чтобы вызвать ПОЖАРНУЮ КОМАНДУ. Разборчиво сообщи свой адрес.


План пожарной эвакуации из квартиры

– Указать стрелками путь передвижения.
П р и м е ч а н и я  д л я  у ч и т е л я.
В сочетании с занятием, в котором рассматривались действия во время пожара, план охватывает все аспекты эвакуации из квартиры при пожаре. При этом важно знать: кратчайший путь эвакуации, кто находится дома и в каком помещении, как действовать сообща, – чтобы безопасно эвакуироваться при пожаре.
Это – семейный план, и он должен быть выработан и обсужден всей семьей. Следует выработать план основных действий, но учитывая различие ситуаций при пожаре, его надо уметь варьировать.
Что надо учитывать при выработке плана
1) Сколько людей находится дома.
2) Где они могут быть.
3) Где пройдет путь эвакуации (через входную дверь или окно к запасному выходу, или, если есть специальный проход, по балкону – на соседний балкон; или же вниз по пожарной лестнице).
4) Если выбежать или выпрыгнуть невозможно, то в какой комнате лучше собраться.
5) Комната должна быть такой, из которой легче привлечь внимание.
6) Желательно, чтобы телефон имел длинный провод, чтобы в случае необходимости можно было перенести его в комнату, где нет дыма.
План надо опробовать и удостовериться в том, что он реален. Если нужно – внести коррективы.
Каждый ученик должен нарисовать план своей квартиры, указав расположение мебели. Затем предложите ученикам разработать свой план эвакуации. Дети должны придумать план эвакуации из каждого помещения в квартире. Условно обозначьте огонь в различных местах квартиры и варьируйте количество находящихся дома людей.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ТЕБЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА?
П р и м е ч а н и я   д л я   у ч и т е л я.
Обучаемые должны уяснить: многие при пожаре получают серьезные ожоги из-за того, что на них загорается одежда. Поинтересуйтесь, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, что делать, если на тебе или на ком-нибудь другом загорелась одежда?
Представь себе, что вы с товарищем стоите у огня, и вдруг у твоего товарища загорелась штанина и огонь поднимается к куртке. Он в панике начинает бегать вокруг.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ
ОСТАНОВИТЬ его.
Беготня и паника в этом случае не помогут, а любое движение воздуха или ветер еще больше разожгут пламя, и оно быстрее распространится по одежде.
ПОВАЛИТЬ на землю или на пол. Постарайтесь поставить ему подножку. Когда человек находится в вертикальном положении, огонь, двигаясь вверх, приближается к лицу.
КАТАТЬ его по земле или по полу, так как это потушит пламя. Если поблизости есть кусок плотной (лучше влажной) ткани – набрось его на горящего человека. Это прекратит доступ кислорода.
Когда пламя будет потушено, вызови скорую помощь и начни охлаждать ожоги водой. НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ никакие предметы одежды, прилипшие к пораженному месту пострадавшего.
Если сложить эти три простых действия вместе, можно сформулировать так: ОСТАНОВИТЬ. ПОВАЛИТЬ. КАТАТЬ.
Если на тебе загорелась одежда, ты можешь потушить огонь, при условии действовать так, как сказано выше.

З а д а н и я
1. Игровые упражнения: выбрать напарника и поупражняться в исполнении действий «ОСТАНОВИТЬ, ПОВАЛИТЬ И КАТАТЬ». Можно упражняться и в одиночку, представив, что одежда загорелась на себе.
2. Обсудить, как и чем еще можно потушить пламя на загоревшейся одежде.
Обсудить, какие предметы и материалы могут легко загореться, а какие – нет. Составить списки этих предметов (материалов).

КАК ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ
П р и м е ч а н и я   д л я   у ч и т е л я.
В беседе с обучаемыми необходимо обратить их внимание на следующие моменты. Самое  важное при обнаружении пожара – вызвать пожарную охрану. Это следует сделать из безопасного места: например, из соседней квартиры или из таксофона на улице. Чтобы вызвать пожарную охрану, нужно снять трубку и набрать «01». Вас соединят с диспетчерским пунктом городской противопожарной службы. Диспетчер задаст вам рядв о п р о с о в:
1) Адрес?
2) Объект? (где пожар, например: в школе, в квартире, на складе и т. д.?)
3) Что горит? (Что конкретно горит в квартире или школе?)
4) Номер дома?
5) Номер корпуса?
6) Номер подъезда?
7) Номер квартиры?
8) Какой этаж? Сколько этажей в здании?
9) Код? (для входа в подъезд.)
10) Есть ли опасность для людей?
11) Фамилия?
12) Телефон?
Закончив телефонный разговор, оставайтесь поблизости, чтобы направить прибывающие пожарные машины к месту происшествия. Никогда не возвращайтесь к месту возникновения пожара, чтобы не подвергать себя опасности. Это – дело пожарных.
Пусть вас не смущает большое количество вопросов. Пожарные начнут собираться сразу, как только вы назовете адрес, и ЭВМ автоматически включит сигнал тревоги в той пожарной части, которая находится ближе всего к месту возгорания. А пока пожарные собираются, диспетчер службы 01 выслушает вас и сам задаст конкретные вопросы, чтобы собрать необходимые дополнительные сведения, которые он передаст по радиосвязи пожарной команде, к тому времени уже следующей к месту происшествия. По нормативам на сбор и выезд по тревоге пожарным требуется 45 секунд.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Особая тема – так называемые места массового скопления людей, то есть кинотеатры, театры, цирки, выставки и спортзалы, больницы, учебные заведения, детские сады, магазины, гостиницы, клубы. Тут опасность возникновения пожара ничуть не меньшая, чем в жилых домах, а людей единовременно присутствует неизмеримо больше.
Наиболее опасны в пожарном отношении (в кинотеатрах, театрах и клубах) сцена и кабина киномеханика, где сосредоточено значительное количество горючих материалов – это декорации, бутафория, занавеси, кинопленка и др. Эти вещи создают условия для быстрого появления и распространения пламени.
Для предохранения от пожаров в кинотеатрах, театрах и прочих подобных местах необходимо соблюдать ряд правил и принимать превентивные меры:
на сцене нельзя располагать большего количества декораций, чем необходимо для представления в данный конкретный момент;
сцена должна иметь собственный аварийный выход, который нельзя запирать ни в коем случае. Все двери зала во время мероприятия также должны оставаться открытыми, причем открываться наружу и обозначаться светящимися надписями «выход»;
сиденья в зале должны быть жестко закреплены, чтобы, в случае эвакуации людей, не переворачивались и не создавали препятствий для быстрого выхода;
на сцене, в зале и в кинокабине нельзя курить. Для курения должно быть отведено специальное место;
зрительный зал должен иметь не менее двух выходов;
не сцене, в кинокабине и в других помещениях кинотеатра, театра или клуба следует иметь необходимые подручные средства и приспособления для тушения огня.
В учебных и детских заведениях и в учреждениях здравоохранения надо с особой тщательностью соблюдать все меры пожарной безопасности. Наличие предварительно составленных планов эвакуации обязательно.
В случае пожара необходимо обеспечить быструю и полную эвакуацию всего здания. В руководстве эвакуацией обязан принимать участие весь персонал учреждения.
Для закрепления знаний предложить ребятам  т е с т  «Проверь себя».

П а м я т к а
«Что делать в случае пожара в вашей школе»
Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать, – это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть произведена перекличка для того, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее:
1. В каком помещении пожар.
2. Все ли эвакуированы.
3. Эвакуация.
Порядок эвакуации при пожаре в школе:
1. Тревога.
2. Вызов пожарной охраны.
4. Сбор.
5. Перекличка.
ТРЕВОГА.
Любой человек (ученик или член персонала) при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре.
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
ЭВАКУАЦИЯ.
Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти к сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом. Необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

СБОР.
Место сбора должно быть заранее согласовано.
Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять определенное место и находиться там, не расходиться.
ПЕРЕКЛИЧКА.
Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка.

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ
Цель: познакомить с опасностями, которые влекут за собой лесные пожары, развивать навыки безопасного поведения с огнем.
1. Организационный момент.
Педагог. Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего занятия.
Зимой и летом
одним цветом. (Ель, сосна).
Никто не пугает,
а вся дрожит. (Осина.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
На припеке у пеньков
много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
собираем огоньки. (Земляника.)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница.)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы.)
В шубе – летом,
А зимой – раздетый. (Лес.)
Педагог. Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Дети. О лесе.
Педагог. Да, сегодня мы будем говорить о лесе, и не только! Но прежде я предлагаю вам заполнить карту с небольшим тестом.
2. Т е с т  «Природная зона лесов».
1. Природная зона лесов состоит из...
а) пяти частей;      б) двух частей;
в) трех частей:    г) одной части.
2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.
5. Лесным исполином называют:
а) благородного оленя;
б) лося:
в) медведя.
6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
7. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
8. Охрана лесов – это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина:
в) забота самих обитателей леса.
Заполнив карту, провести проверку правильности выполнения теста.
Педагог. Чтобы узнать вторую часть темы занятия, нам необходимо отгадать еще несколько загадок.
С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь.)
Без рук, без ног к небу ползет. (Дым.)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (Пожар.)
По мере отгадывания всех загадок на доске должен появиться рисунок леса, объятого пламенем.
Педагог. О чем мы еще сегодня будем говорить на занятии?
Дети. О лесе и о пожаре.
Педагог. Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия.
Дети. Лесные пожары.
3. Знакомство с новым материалом.
Сказка об огне
(
материал, подготовленный учениками)
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
– Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
– Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнем не дружит». И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!
Педагог. А какая может прийти беда?
Дети. Пожар.
Педагог. А что мы называем пожаром?
учащиеся объясняют.
Педагог. А теперь прочитаем, что такое пожар, на раздаточных листах № 1. (См. приложения к занятию... приложение 1.)
Педагог. Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары.
дети называют причины лесных пожаров. учитель дополняет ответы детей.
Причины возникновения лесных пожаров:
– брошенная горящая спичка, окурок;
– непогашенный костер;
– тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;
– выжигание людьми травы на лесных полянах, прогалинах или стерни на поле около леса;
– осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
– хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности (ТБ). (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог.);
– сжигание на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;
– выжигание сухой прошлогодней травы.
Педагог. Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же бывает виноват чаще всего?
Дети. Человек.
Педагог. Мы с вами говорили о разных науках – психологии, зоологии, биологии, а еще существует наука, изучающая лесные пожары, и называется она ПИРОЛОГИЯ.
Педагог. Когда начинается сезон лесных пожаров?
Дети отвечают.
Педагог. Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления устойчивой дождливой погоды.
В 1990 году первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за этот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров.
Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия. (Карточка с рисунком крепится на доску.)
– Почему?
Дети объясняют.
Педагог. А теперь давайте разберемся, какие бывают лесные пожары?
На доске три рисунка, дети должны самостоятельно, используя раздаточный лист № 2, определить, на каком рисунке какой пожар изображен. (См. приложения к занятию ... приложение 2.)
Педагог. По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
Учитель рассказывает, а дети читают тексты на раздаточных листах № 2 и рассматривают рисунки.
Педагог. Давайте подумаем, что делать, если вы попали в зону пожара?
а) учащиеся знакомятся с памяткой;
б) учитель по схеме объясняет, как правильно выйти из опасной зоны:
Педагог. Послушайте, как спасать лес от пожара.
В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону «01» (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.
Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха (фотографии), а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану. для этого надо прикладывать большие усилия и нужна помощь всего населения.
4. Закрепление и проверка полученных знаний.
Педагог. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Давайте проверим, как мы все это запомнили.
Т е с т.
1. Как называется наука о лесных пожарах?
а) экология;
б) пирология:
в) геология.
2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.
3. При каком пожаре горят кроны деревьев?
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.
4. Как тушат только что начавшийся пожар?
а) сбивая пламя веником из зеленых веток:
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.
по окончании выполнения теста проводится проверка.
Дети делают выводы.


Приложения
к занятию по теме «Лесные пожары»
Приложение 1
Раздаточный лист № 1
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.
Пирология – наука о лесных пожарах. (Записать в тетрадь.)
Приложение 2
Раздаточный лист № 2 «Какие бывают пожары?»
При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета.
Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.
При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2–5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.
При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 метра.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени 1,5 метра.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 метра.


Приложение 3
Выводы детей по теме «Лесные пожары»
В ы в о д  1.
Мы считаем, что лесные пожары – очень актуальная проблема. Почему?
– Пожары уничтожают огромные запасы «зеленого золота», которые катастрофически уменьшаются из-за массовых вырубок государством и браконьерами, загрязнения природной среды; гибнет подрост из-за несовершенной лесозаготовительной техники; лесовосстановление не восполняет вырубку; несвоевременна и недостаточна подготовка к пожароопасному периоду.
– Низкая экологическая культура; неграмотное обращение с огнем людей, которые связаны с лесом не только хозяйственной деятельностью, но и духовной жизнью (ведь у каждого есть свое дерево – ангел-хранитель).
– Лесные пожары – актуальная проблема не только России, но и мировая.
– С лета до осени как никогда многочисленные лесные пожары охватили беспрецедентно большие площади. Ни один материк не избежал этого бедствия. Ущерб, который был нанесен наиболее пострадавшим государствам, исчисляется миллиардами долларов. В России прямой ущерб от лесных пожаров оценивается в 6,3 млрд руб. (в России 10 лет не было таких пожаров, как в 1998 г.).
– Предсказать размах лесных пожаров чрезвычайно трудно. По мнению специалистов, максимальная достоверность долгосрочных прогнозов составляет 60 %.
– Крупные пожары наносят серьезный вред природе. Для восстановления экосистемы требуются десятки лет, а то и столетия
(и человек не может ускорить этот процесс). При этом снижается защитная роль леса. На выгоревших площадях начинается эрозия почвы. Зола смывается дождем в реки и озера, минеральный состав в них меняется, это сказывается на обитателях водоемов
– Сохранение лесов от пожаров будет способствовать ослаблению феномена глобального потепления и регулированию газового состава атмосферы нашей планеты.
Н а ш и   п р е д л о ж е н и я.
1. Узаконить строгую ответственность руководителей лесных и лесозаготовительных хозяйств, как государственных, так и частных, за пожары неприродного характера, случившиеся на их территории.
2. В свою очередь руководители хозяйств должны поставить на как можно более высокий уровень противопожарные мероприятия, отвечать за это должны конкретные люди.
3. Госавтоинспекция должна разработать правила противопожарной безопасности, которые должны неукоснительно соблюдать все автохозяйства и автолюбители. наряду с огнетушителем в пожароопасный период в каждой машине должны быть такие правила. (выброшенная из машины непогашенная сигарета может послужить причиной пожара.)
4. В мелких подразделениях, например в бригадах лесозаготовительных хозяйств, в пожароопасный период еженедельно проводить беседы, лекции по противопожарной безопасности.
5. Люди, работающие на тракторах и другой технике, должны держать ее в чистоте.
6. Лесхозам установить больше плакатов и аншлагов вдоль дорог о защите леса от пожаров и о значении леса.
7. В поселках сельская администрация вместе с другими руководителями должна разрабатывать план противопожарных мер на каждый пожароопасный период. На выездах из поселков установить аншлаги на тему охраны леса от пожаров.
8. В поселках, селах, деревнях проводить сходы перед началом пожароопасного периода, предупреждать об ответственности населения за гостей, приезжающих на отдых.
9. В наиболее посещаемых местах поселка (магазинах, почте, больнице, сельской администрации, конторе и др.) должны быть яркие плакаты о вреде лесных пожаров и причинах их возникновения.
10. В школах перед летними каникулами по классам должны быть проведены беседы о пожарах. Руководителям всех оздоровительных учреждений в летний период надо быть более бдительными и проводить профилактические противопожарные мероприятия.
Как можем мы помочь взрослым в предотвращении пожаров?
Человек, хорошо знающий вред от пожаров, причины пожаров, никогда не станет виновником их, поэтому нужно учить ребенка с детства грамотному отношению с огнем.
1. Мы решили провести в начальных классах занятия на тему «Огонь – друг или враг?»:
– Огонь, его хорошие и плохие стороны.
– Пожары. Лесные пожары. Причины их. Как вести себя при возникновении пожаров.
– Как правильно разводить костер, когда он необходим.
– О значении леса.
2. Проведем в школе конкурс рисунков о пожарах, устроим выставку рисунков.
3. На пожароопасный период наш класс станет отрядом «Лесной рыцарь», в обязанности которого будут входить:
– патрулирование окрестностей поселка с целью недопуска возгораний порубок деревьев, загрязнения бытовым мусором;
– попросим руководителей КЛПХ и лесхоза соорудить посты при выездах из поселка, на которых будем дежурить вместе со взрослыми;
– установим дежурство на лодочной станции в выходные дни;
– напишем и будем распространять листовки во время всего пожароопасного периода;
– проведем шествие по поселку с плакатами об охране леса от пожаров 5 июня.
Р е з у л ь т а т ы.
Меньше пожаров – больше леса, больше кислорода, чище атмосфера, больше ягод, грибов, дичи, животных – всем будет польза!
В ы в о д  2.
Предотвращение лесных пожаров имеет множество определенных задач с одной общей целью: снизить количество лесных пожаров.
Одна из таких задач относится к детям школьного возраста, то есть к нам, ученикам.
Перед собой мы ставим цель: улучшить осведомленность учащихся нашей школы о противопожарной безопасности, расширить их знания и свои в этой области, сформировать правильное отношение детей к опасности, которая может произойти от пожара. Чтобы ребята, в свою очередь, несли полученную информацию в семьи, друзьям и знакомым.
В 1998 г. на обширных территориях региона пожары практически полностью уничтожили лесные массивы. Только через тысячу лет начинается возобновление хвойных пород. Люди должны помнить, что 5 минут беззаботности могут стоить тысячу потерянных для жизни леса лет.
Предложения по решению данной проблемы
В первую очередь мы предлагаем учащимся запомнить главное.
Д е т и   д о л ж н ы:
уметь объяснить, что такое пожар, при каких условиях загорается огонь и как он горит;
знать, что огонь опасен и в некоторых случаях только взрослые могут его зажечь и присматривать за ним;
уметь объяснить разницу между хорошим и плохим огнем;
уметь объяснить, что необходимо сделать, если они найдут лежащие не на месте спички или зажигалку;
уметь объяснить, как защитить свой дом от пожаров;
знать, как правильно зажечь и потушить костер;
уметь перечислить, как по вине человека случаются пожары и как их предотвратить;
уметь объяснить, что надо делать, если они увидят пожар в лесу или горящий костер;
уметь объяснить роль и значение лесов для человека;
уметь объяснить, как животные выживают в лесных пожарах;
уметь объяснить положительные и отрицательные последствия лесных пожаров;
вместе со своими семьями разработать схему противопожарных мероприятий и план действий в случае пожара в доме или в условиях приближающегося лесного пожара;
знать, кто борется с лесными пожарами, назвать обязанности этих людей;
уметь описать и объяснить назначение противопожарных инструментов.
В ы в о д  3.
Учащийся должен учиться принимать и сохранять информацию. Как только у ученика вырабатывается способность сохранять информацию, это значит, что он способен применять полученные знания в ежедневной практике, а также передавать их другим. Это предоставляет возможность ученикам и учителю сосредоточиться на окружающей среде и обеспечивает возможность для объяснения и обмена мнениями об аспектах пожара и предотвращении лесных пожаров.
Информационные беседы в классах можно проводить в виде игры по ролям, конкурсов с демонстрацией рисунков по теме, проведением опытов. Детям должно быть выделено время, чтобы пообщаться с одноклассниками. Это позволяет учителю распознать недопонимание учениками данного материала.
Мы предлагаем:
– провести в каждой школе противопожарную акцию;
– с помощью родителей создать буклеты по пожарной безопасности и рассказывать о правилах поведения во время пожара;
– с информацией о пожарной безопасности (в форме инсценировки, сказки, игры) посетить детский сад;
– родители могут организовать выступление группы детей по пожарной безопасности в своих рабочих коллективах.
Все должны понимать, что ребенку необходимо предоставлять возможность делиться своими знаниями о предотвращении пожаров в любое время со своими одноклассниками или в организации, где работают его родители. Этот факт является решающим, поскольку он позволяет детям не только самим усваивать материал, но и передавать полученные знания другим людям.










                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий