Поиск по этому блогу

вторник, 4 ноября 2014 г.

Учебный проект как средство развития творческих способностей младших школьников

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 43
















Учебный проект как средство развития творческих
способностей младших школьников












                                                                                                              Соколик Оксана Игоревна
                                                                                    учитель начальных классов МОСШ № 43


















2009 год
Оглавление


Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Метод учебного проекта в школьном образовании…………………………………4
1.1.  Сущность метода проектов…………………………………………………………………4
1.2.  Системы действий учителя и ученика на разных стадиях работы над проектом………5
1.3.  Основные требования к учебному проекту………………………………………………..8
1.4.  Презентация проектов……………………………………………………………………..10
Глава 2. Учебный проект как средство развития творческих способностей младших школьников……………………………………………………………………………………..11
2.1. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………………………………....11
2.2. Подходы к организации учебного проекта в начальной школе…………………………………………………………………………………………....12
2.3. Особенности работы над учебными проектами………………………………………...14
2.4. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников……………………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………..21
Литература……………………………………………………………………………………...23


































Введение

    Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
    Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся, формирование творческих способностей;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
    Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
    Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
    На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Цель исследования- рассмотреть возможности использования учебного проекта для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – творческие способности младших школьников.

Предмет исследования – учебный проект, посредством  которого осуществляется развитие творческих способностей младших школьников.

Задачи:

  1. Проследить становление теории и практики проектного обучения школьников; выявить основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность»; «метод учебных проектов», «учебный проект».
  2. Определить особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
  3. Выявить подходы к организации учебного проекта в начальной школе.
  4. Провести опытно – экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников.



Глава 1. Метод учебного проекта в школьном образовании.

1.1. Сущность метода проектов.
    Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
    Метод проектов – cовокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
     Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы проектной деятельности

    Первый этап – организационный момент. Знакомство со спецификой проектной деятельности. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы(аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели). Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитики» и «испытателей».
    Второй этап – формулирование темы и целей деятельности.
    Третий этап – подготовительный. В ходе его подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. Результат – определенный продукт(составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры). Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма».
    Четвертый этап – сама проектная деятельность. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».
    Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.
    Шестой этап – представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
    Седьмой этап – заключается в подведении итогов всей работы в целом.

                                         




Сущность метода проектов

 
    В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
1.2 Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
2
3
1. Разработка проектного задания


1.1 Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для об-
суждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2 Выделение подтем в темы проекта
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. Е. выбирает себе роль)



1.3 Формирование творческих групп
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Учитель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. Д.
2. Разработка проекта
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление  результатов
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.

Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Самое решающее звено этой новации – учитель.  Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект  с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
• целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
• самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
• представление результатов своей деятельности и хода работы;
• презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
• поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
• практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
• выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Для обучающихся в начальной школе.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, а именно:
– темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
– проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
– длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1–2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1–2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших школьников, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная со 2 класса (таких как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т. Д.), возможно проведение в 3 классе во втором полугодии одного проекта или исследования, в 4 – двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.

1.3.Основные требования к проекту.
    Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

    1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

    2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

    5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

    Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

    То есть проект – это “пять П”:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

    Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации.
    Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

    Исследовательский проект (Приложение: «Ты в ответе за тех, кого приручил» автор Пуртова Камилла 1 «А» класс) по структуре напоминает подлинно научное исследование.
    Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    Информационный проект(Приложение: «Моя любимая цифра» автор Бруенок Анастасия, Маркелов Юрий 1 «А» класс; «Совы» автор Ташбулатов Ренат; «Грибы» автор Стародумов Анатолий) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
    Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
    Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

    Творческий проект (Приложение: «Каша из топора» автор Султангареев Азат 1 «А» класс) предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    Ролевой проект.(Приложение: «Портфель министра») Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.


    Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.

    Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    Классификация проектов по продолжительности.

    Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

    Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

    Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

    Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

    Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

1.4. Презентация проектов.

    Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

    Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.

    В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

    Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

    Глава 2. Учебный проект как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

    2.1. Особенности развития творческих способностей  детей младшего школьного возраста.

    Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
    Термин “способный” или “способность” значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия.
    Творчество – это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
    Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.
    Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.
    Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад,школу вырастить не только крепким здоровым но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.
    Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
    В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.
    Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие – одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
    Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.
    Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений,которые стимулировали бы самую разнообразную деятеятельность и способствовали эффективному развитию.
    Третье условие – упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.
    Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.
    Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.
    Пятое – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.
    Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение – это источник творчества.
    Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
    Применение проектного метода обучения имеет широкие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2.2 Подходы к организации учебного проекта в начальной школе.

     В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

    Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
    Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
    Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
    На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
    После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап.
Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
    Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
    Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

2.3. Особенности работы над учебными проектами.

Проект «Алфавитинск»

    Главная цель: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
    Продолжительность (планируемая по проекту в целом): в течение всего времени, пока изучаются буквы (октябрь- февраль) 4 проектных урока.
    Предметные области, затронутые на этом уроке: обучение грамоте, технология, окружающий мир.
    Ресурсы:

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, ручки, блокноты.

Организация деятельности: индивидуальная и групповая

    Система оценивания, подведение итогов этого урока: традиционная система оценивания за полноту и своевременность выполнения работы, накопительная система баллов по рубрикам листа самооценки, зачетная система по итогам защиты проекта.
    Итог, результат урока для детей:  в результате работы были созданы индивидуальные и групповые эскизы букв, веселые азбуки для дошколят, веселые словарики, город
«Алфавитинск », записные книжки классная библиотека; дети научились распределять слова в алфавитном порядке, находить нужные слова, пользуясь словарем, работать в группе.


I этап.
    В ходе изучения букв на первых уроках учитель предлагает детям начать путешествие по городу «Алфавитинску». В первой беседе детям предлагается высказать мнение, о том кто может жить в этом городе. (Звуки, буквы) Повторяются известные детям буквы и т.д.
    При изучении букв дети вырезают, рисуют, лепят их, придумывают веселые картинки «Найди букву в рисунке».  На уроках обсуждаются самые интересные работы.

 II этап. Создание города «Алфавитинск» - труд.

    Детям предлагается построить город «Алфавитинск», где могли бы жить звуки и буквы.
    Способ изготовления домов показан учителем. С детьми обсуждается, какого цвета следует брать бумагу для домов, чтобы жители не перепутали свои дома. (Синий и зеленый - для согласных, красный – для гласных, серый или  белый – для знаков.)
    Индивидуальная работа по изготовлению домов, оформлению улиц.
    Защита своей работы, какая буква или звук здесь будет проживать.
Далее детям предлагается собрать работы всей команды в один большой город.
    Домашнее задание: Попробуйте придумать и изобразить собственный город «Алфавитинск», написать про него рассказ.

III этап. ( Проектный урок – обучение грамоте)

На заключительном этапе букварного периода дети познакомились с разными азбуками:

1.     Морская азбука.
Сигнальные флаги, и каждый флаг- буква. Эти флаги поднимают на мачтах кораблей. Так корабли «разговаривают» друг с другом. У моряков – сигнальщиков буквами являются флажки. Определенное положение флажков в руках сигнальщика- это определенная буква алфавита. Учитель провел обсуждение, почему на флоте необходима такая азбука. Провели игру «сигнальщик» по командам, одни «передавали», другие «читали».

2.     Азбука Морзе.
Дети узнали, что эта азбука передается специальными звуковыми сигналами: точка - один сигнал, тире- два. Каждой букве алфавита соответствует определенный набор данных сигналов. Люди, передающие сообщения с помощью азбуки Морзе, называются радистами (или связистами). Игра «Радисты» в командах.

3.     Далее детям предложили создать свою секретную азбуку (по командам), и передать сообщение друзьям.

4.     Домашнее задание: создать тематическую Азбуку для малышей. Работа может выполняться индивидуально, в парах, группах.

IV этап. Экскурсия в школьную библиотеку.

    В школьной библиотеке детям показывают, какое количество книг хранится в школе. Как разобраться в них, как найти нужную книгу? Объясняют, что все книги располагаются
в алфавитном порядке. Предлагают найти книги самостоятельно.

V этап. Создание классной библиотеки.

Детям предлагается составить картотеку для классной библиотеки. Разобрать книги, подклеить, разложить в алфавитном порядке, выбрать классного библиотекаря.

VI этап. Проектный урок «Изготовление записной книжки»- обучение грамоте, письмо, труд.

    В классе с детьми обсуждается, где еще используется алфавит.
( В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям строго в алфавитном порядке, в школьном журнале, словарях, записных
 книгах, справочниках и т. д). Создание своей записной книги. Складывание листов,
скрепление, вырезание. Надпись букв в алфавитном порядке, изготовление обложки, украшение. Запись фамилий одноклассников в записную книгу, обмен адресами и телефонами.

    Итог, выводы для учителя: Данная работа помогает прочному и осознанному запоминанию букв.
    Вызывает живой интерес к обучению.

Проект «Ты в ответе за всех, кого приручил»

Название проекта: Ты в ответе за всех, кого приручил.
Учебный предмет: окружающий мир
Автор: Пуртова Камилла ученица 1 «А» класса.
Тема: Животные в нашем доме.
Проблемный вопрос проекта: Откуда берутся бездомные животные?
Исследовательские вопросы (выдвигают дети при помощи учителя):
1.Умеют ли думать собаки и кошки?
2. Что их в жизни может огорчать?
3. Что рассказали бы кошки и собаки, если бы умели говорить?
4. Чему собака может научить хозяина?
Сроки проведения: 3 недели (необходимо для знакомства с произведениями данной темы), защита проекта проходит на обобщающем уроке после изучения данной темы.
Цели проекта:
      выяснить источники, откуда берутся бездомные животные;
      создать памятку для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку;
      найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных.
Задачи проекта:
      использование ИКТ для развития познавательной деятельности;
      создать условия для видения проблемы и наметить пути решения;
       развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода.








Этапы проведения проекта.
Этапы и сроки проекта
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предполагаемый результат
I Мотивация              (1 неделя)








II Выдвижение гипотез (1 неделя)



III Планирование исследовательской деятельности
(1 неделя)
Создаёт проблемную ситуацию, выдвигает основополагающий вопрос, помогает формулировать исследовательские вопросы.
Необходимо решить проблему, предложенную учителем,  понять основополагающий вопрос, помочь учителю сформулировать исследовательские вопросы.
Возникшее желание ученика начать исследовательскую деятельность для решения проблемы.
Фиксирует выдвинутые гипотезы.
Предположить гипотезы и озвучить их.
Выбор формы представления результата – презентация.
Создаёт условия для исследовательской работы. В случае возникших трудностей  оказывает необходимую помощь.

 Задавать возникшие вопросы.
 Поиск информации.
IV Самостоятельная исследовательская деятельность
(2 неделя)
Создаёт условия для самостоятельной деятельности, оказывает необходимую помощь.
Найти источники информации, выбор необходимых фактов.
Закончен сбор информации для создания продукта деятельности.
V Создание продукта деятельности
(3 неделя)
Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся, оказывает необходимую помощь.
Создаёт конечный продукт своей деятельности (см. презентацию)
Готовый продукт исследования.
VI Защита проектов         
(3 неделя)


VII Рефлексия
 (3 неделя)
Создаёт условия для защиты проекта.
Представить и защитить результат исследовательской деятельности.
Самооценка своего продукта деятельности.
Познакомить с критериями оценки.
Заполнить лист для рефлексии.
Осознание значимости своей работы.

                                                          

Лист для рефлексии.
Критерии оценки
ОТЛИЧНО
ХОРОШО
ПОСТАРАЙСЯ

Содержание
Уровень раскрытия темы
- тема раскрыта полностью, цели поставлены и достигнуты
- тема раскрыта недостаточно полно
-тема раскрыта лишь частично

Исследование

- исследование проведено несколькими способами и на различном материале, в работе присутствуют конкретные выводы
- исследование проведено, но оно недостаточно отражает сделанные выводы
-исследование не закончено, выводы либо отсутствуют, либо слабо связаны с проведенным исследованием

Оформление
Внешний вид
-внешний вид приятен для глаз, легко читаем, текст и графика соответствующих размеров.
-внешний вид  читаем, текст, и графика недостаточно сочетаются
- внешний вид тяжел для восприятия;
Использование дополнительных эффектов
-оптимальное количество дополнительных эффектов
-недостаточное или избыточное использование дополнительных эффектов
-очень малое количество дополнительных эффектов или их отсутствие

Новаторство

Элементы творчества и оригинальность
- в работе присутствуют авторские находки
-элементы творчества в работе прослеживаются, но слабо
- стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности


2.4. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.
    Исследование исходного уровня развития творческих способностей участвующих  в нем детей.
    Сводные данные о развитии познавательной сферы учащихся 1 «А» класса.
    Сроки проведения: декабрь 2008 учебного года
49% учащихся имеют низкий показатель объема внимания, 64% - низкий показатель концентрации внимания. Эти показатели свидетельствуют о неумении учеников самостоятельно сосредоточиться на предлагаемом учителем материале.
    Большая половина класса имеют низкие показатели развития операций анализа (43%), синтеза (40%), сравнения (50%); низкие показатели памяти (зрительная – 60%, словесная – 56%, образная – 63%).
    Рекомендация психолога: обратить внимание на развитие операций анализа и синтеза, как основы развития мыслительных операций с понятиями. Учить мыслительной операции сравнения понятий по алгоритмам (50% не имеют представления о сравнении).
    -Итак, ситуация требует немедленных действий, тем более что показатели техники чтения тоже оставляют желать лучшего (3 человека вообще не умеют читать, 2 человека только знают буквы).
     Моё внимание привлекла проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение качества образования , развитие творческих способностей младших школьников.
    Я решила проверить все это на практике.

Первый проект «Алфавитинск» (учебный, коллективный)

    Главная цель: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
    Продолжительность (планируемая по проекту в целом): в течение всего времени, пока изучаются буквы (октябрь- февраль) 4 проектных урока.
    Предметные области, затронутые на этом уроке: обучение грамоте, технология, окружающий мир.
    Я вовлекла в этот проект всех учащихся 1 «А» класса, всех родителей первоклассников, работников школьной библиотеки. Проект был долговременным, обучающим, творческим.
     В результате работы были созданы индивидуальные и групповые эскизы букв, веселые азбуки для дошколят, веселые словарики, город «Алфавитинск », записные книжки, классная библиотека; дети научились распределять слова в алфавитном порядке, находить нужные слова, пользуясь словарем, работать в группе.
    Интерес к урокам у детей был необыкновенный, постоянно ощущалась поддержка родителей и участие их в учебном проекте.
    В ходе работы над проектом, я больше узнавала детей, их возможности . интересы и способности.
    С целью развития творческих способностей я решила познакомить детей с индивидуальными проектами и в соотвествии с уровнем развития каждого направила их на выполнение творческих проектов (высокий уровень развития), информациооных проектов (средний уровень развития), а ученикам с низким уровнем развития я предложила систему творческих заданий.
    Исследовательский проект  «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» автор Пуртова Камилла.
    Творческие проекты: «Каша из топора» автор Султангареев Азат.
    Информациооные: «Моя любимая цифра» авторы Бруенок Анастасия, Маркелов Юрий;  «Грибы» автор Стародумов Анатолий.
    И вот в сравнении  показатели развития познавательной сферы:
повышение объема внимания с 35% до 93%, низкий показатель лишь у 7% учащихся (это один человек);
концентрации внимания с 14% до 93%, низкий показатель у 7% учащихся;
увеличение показателя зрительной памяти до 100%, словесной до 86%, образной памяти до 86%;
показатели развития операций мышления с низкого уровня 43 % понизились до 20% (анализ), с 40% до 20% (синтез), с 50% до 28%.
    Показатели развития творческого мышления тоже изменились.
    Тест Торренса. Торренс выделил следующие параметры креативности:
1)      Беглость-быстрота выполнения задания;
2)      Гибкость-число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
3)      Оригинальность-минимальная частота встречаемости ответов;
4)      Вербальная креативность-рассчитан на измерение следующих характеристик: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причинно-следственные связи применительно к различным ситуациям, изображенным на картинках, предлагать оригинальные способы использования обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
    У учащихся 1 «А» класса после работы над учебными проектами произошли существенные изменения: беглость-повышение с 56,8% до 57,4%; гибкость- с 52,9%  до 54,6%; оригинальность- с 58,3% до 59,2%; вербальная креативность-с 56% до 57,2.
    Индивидуальные показатели развития творческих способностей тоже изменились в большую сторону: Пуртова Камилла- с 57% до 61%; Султангареев Азат – с 64,5% до 67%.
    Показатели техники чтения – все дети читают: высокий уровень-42%  (6 человек), средний уровень-42% (6 человек); низкий уровень –6% (1 человек).






























Заключение

    Итак, благодаря использованию метода проектов повышаются показатели развития познавательной сферы, творческих способностей учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
    В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
   Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
    Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
    Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
    В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных класс.








































Литература

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. Образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. Работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.













Комментариев нет:

Отправить комментарий