Тема: «Использование кейс- технологий »
Историческая
справка.
Развитие здоровой личности, ее
творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка
становится главной линией системы образования.
Исторически Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе
бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную
работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался
практический материал. В 1920
г . профессор Копленд издал первый сборник
кейсов.
К
середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический
алгоритм, стала активно использоваться не только в американском, но и в
западноевропейском образовании.
В
последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы
обучения, которые направлены на развитие личности и формирование здоровья, среди
них метод проектов, ИКТ, кейс - технологии.
Кейс (с английского case)
- Портфель,
чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы
учащихся);
·
кейс-метод, метод
конкретных ситуаций означает:
Ситуация, случай, казус, очень часто – их
сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны
изучаться, анализироваться учащимися).
Понятие кейс – технология, её цели.
Кейс – это учебный материал, в котором словесно в
письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация,
содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.
при использовании кейс - технологий
происходит:
-
развитие аналитического, творческого,
критического мышления;
- практики поиска и выработки альтернативных
решений, осознание
многозначности практических проблем и
жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и
принятию решения;
- развитие социальных компетенций при
работе в группе.
Инициативность — это высшая ступень развития
активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам
деятельности, как новое начинание,
стремление к преобразовательной деятельности.
Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе
группы:
- анализировать
информацию,
- сортировать ее для
решения заданной задачи,
- выявлять ключевые
проблемы,
- генерировать
альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное
решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении кейс - технологий достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся:
-
Получают
коммуникативные навыки
-
Развивают
презентационные умения
-
Формируют
интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные
решения
-
Приобретают
экспертные умения и навыки
-
Учатся учиться,
самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
-
изменяют
мотивацию к обучению
к
кейс - технологиям, активизирующим
учебный процесс, относятся:
- Метод анализа
конкретных ситуаций,
- метод инцидента;
- метод
ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора
деловой корреспонденции;
- игровое
проектирование;
- метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это
интерактивная технология для обучения , на основе реальных или вымышленных
ситуаций
Одной из важнейших
характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к
фактическому материалу.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения,
представляющих собой методы анализа ситуаций.
Этапы реализации кейс - технологии
преподавателем.
Подготовительный
этап.
Учитель
составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию,
источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и
Интернет-ресурсы. Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему
или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах:
печатном, видео, аудио, мультимедиа. Основные требования к кейсу:
исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике
курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения
решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки
проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она
повлечет дискуссию между школьниками.
Основной
этап.
Учитель объявляет форму
проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся
(если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и поясняет, в чем
заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться.
Школьники,
проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше
альтернативных решений.
Результаты
исследования могут быть оформлены в виде презентации, проекта.
Заключительный
этап.
Учащиеся представляют свои
работы. Проводится конференция, дискуссия, формы, позволяющие развивать
коммуникативную культуру школьников. Подводятся итоги по следующим критериям:
количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение
нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем;
самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического
обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.
Преподаватель, впервые начинающий работать
с кейсами, из-за боязни потерять контроль над аудиторией порой завершает
занятие, не перейдя к групповой дискуссии, а ограничивается лишь итоговыми
групповыми презентациями. Такой вариант тоже возможен и, безусловно, полезен.
Но именно межгрупповая дискуссия, являясь естественным завершением работы с
конкретной ситуацией, содержит в себе исключительно высокий развивающий
потенциал. При этом преподаватель не должен активно участвовать в обсуждении.
Акцент в дискуссии смещается с преподавателя на учащихся. Он подводит итог всей
дискуссии. Объяснение нового материала начинается с работы с терминами, с
заполнения таблиц. Для достижения наибольшего эффекта используются
плакаты, презентация, тематическая выставка. Во время объяснения учащиеся
выполняют задания на рабочих листах. Кейс – технологии можно использовать на
уроках технологии при изучении многих разделов: «Кулинария»,
«Материаловедение», «Машиноведение», «Создание изделий из текстильных и
поделочных материалов» и др.Поиск информации, его проработка и выбор
необходимого и верного ещё раз способствуют развитию познавательной активности,
интересу к учебе и данному предмету.
Результаты работы групп ученики
представляются во время защиты проектов.
Краткая справка. Учебный проект — совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в
рамках метода проектов.
Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые
не могут быть получены из различных источников. Проекты ставят ученика в
активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает
решения, документирует свою деятельность.
Этапы работы
над проектом:
1.
Определение
темы проекта.
2.
Определение
проблемы и цели проекта.
3.
Обсуждение
структуры проекта, составление примерного плана работы совместно с педагогами.
4.
Индивидуальная
работа учащихся по сбору информации: обращение к уже имеющимся знаниям и
жизненному опыту, работа с источниками информации.
5.
Работа
в группах: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают
промежуточные результаты, преподаватели комментируют проделанную учащимися
работу.
6.
Анализ
собранной информации.
7.
Подготовка
презентации проекта – создание фото-, видеоматериалов, выставок,
творческих работ и т.д.
8.
Публичная
защита проекта.
9.
Оценка
проекта.
На
уроке представляются различные проекты –
информационные, коммуникационные, исследовательские.
В
конце урока в качестве рефлексии мы даём возможность учащимся и всем
присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку
своей деятельности и содержанию урока.
Кейс-технология не является обязательным на каждый день и
составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта
технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями и
методами и приемами обучения не только английскому языку, но и применима
к другим предметам. Не стоит считать, что это оправдано на каждом
уроке, и на всех ступенях обучения, так как тренировочные упражнения по
грамматике требуют вдумчивого анализа и ситуативного подхода, аудирование
предполагает определенную степень подготовки по данной теме, а подготовка
устного тематического монологического высказывания на основе
интерпретированного текста, формирующее критическое мышление, рассчитана
на креативные способности.
Поэтому,
опираясь на индивидуальные особенности учащихся и их степень компетентности,
этапы работы над определенными умениями и навыками, следует использовать
«кейс»- технологию.
Пакеты
индивидуальных заданий разного уровня: анализ информации на установление
соответствия и с выбором ответа, пакеты индивидуальных контрольных работ,
дают удивительный результат активности, личностного
соревновательного духа и вдохновения, а также обеспечивает
эффективный индивидуальный контроль и прозрачность системной деятельности учащихся
на уроке для взаимодействия с родителями.
Положительным
моментом является и отсутствие боязни «перфекционистов» сделать ошибку,
так как идет учет только положительных ответов по рейтинговой системе и даже
дети, не выполнившие д\з, имеют все шансы иметь высокие баллы, хотя следует
снимать баллы за его отсутствие и нарушение установленных правил работы по
«кейсу». Подсчет баллов- на конкурсной основе за 5 минут до окончания урока,
параллельно вызываются на соревнование другие группы. Эффективность контроля
предопределяется и взаимоконтролем (никто не допускает приписок и независимая
экспертиза обеспечена).
Когда и как лучше использовать кейс?
Традиционно кейс
эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы.
Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает, продуктивна и при введении
нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом
будут рассматриваться в дальнейшем.
Активное использование «кейс»- технологии, ИКТ,
проектных и исследовательских технологий на уроках технологии, в
образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда
школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию
поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке
одаренных детей; развитию интереса к изучению языка истории и культуры стран
изучаемого языка.
Литература
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент
формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен
житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
3. Ягодко, Л.И. Использование технологии
проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и
после.- 2010.-№1.-С.36-38
4. Золотухина, А. Групповая работа как одна
из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета
Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
5. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и
сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
6. Брендина, Н. В. Интерактивные средства
развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое
сентября».- 2010.-№19.-С.11-13
7. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных
стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк //
Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27
8. Белый, В.И. О современных тенденциях в
распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.-
2010.-№2.-С.105-153
9. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в
профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
10.
Рачевский,
Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский //
Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
11.
Новикова,
А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.-
2009.-№6.-С.77-89
12.
Басынина,
Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная
школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
13.
Ибрагимов,
Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное
образование.- 2008.-№7.-С.211-216
14.
Дмитриева,
Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического
обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-76
15.
Новикова,
Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова //
Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35
16.
Дьяченко,
В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко //
Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197
17.
Полат
Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий