Поиск по этому блогу

вторник, 4 ноября 2014 г.

Тема: «Использование кейс- технологий »


Тема: «Использование кейс- технологий »


    Историческая справка.
Развитие здоровой личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.
Исторически Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.
К середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический алгоритм, стала активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании.
В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, которые направлены на развитие личности и формирование здоровья, среди них метод проектов, ИКТ, кейс - технологии.
Кейс (с английского case)  
     - Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся);
·        кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает:
Ситуация, случай, казус, очень часто – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися).
Понятие кейс – технология, её цели.
Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.
  при использовании кейс - технологий происходит:
- развитие аналитического, творческого, критического мышления;
- практики поиска и выработки альтернативных решений, осознание
многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и принятию решения;
- развитие социальных компетенций при работе в группе.
     Инициативность — это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание,  стремление к преобразовательной деятельности.
Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
   Помимо этих целей при  применении кейс - технологий  достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся:
-          Получают коммуникативные навыки
-          Развивают презентационные умения
-          Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
-          Приобретают экспертные умения и навыки
-          Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
-          изменяют мотивацию к обучению
к  кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс,  относятся:
  • Метод анализа конкретных ситуаций,
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.
    Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является  умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. 
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
   Этапы реализации кейс - технологии преподавателем.
Подготовительный этап.
Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного  или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Основной этап. 
   Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться.
Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.
Результаты исследования могут быть оформлены в виде презентации, проекта.
Заключительный этап.
    Учащиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников. Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.
    Преподаватель, впервые начинающий работать с кейсами, из-за боязни потерять контроль над аудиторией порой завершает занятие, не перейдя к групповой дискуссии, а ограничивается лишь итоговыми групповыми презентациями. Такой вариант тоже возможен и, безусловно, полезен. Но именно межгрупповая дискуссия, являясь естественным завершением работы с конкретной ситуацией, содержит в себе исключительно высокий развивающий потенциал. При этом преподаватель не должен активно участвовать в обсуждении. Акцент в дискуссии смещается с преподавателя на учащихся. Он подводит итог всей дискуссии.         Объяснение нового материала начинается с работы с терминами, с заполнения таблиц.  Для достижения наибольшего эффекта используются плакаты, презентация, тематическая выставка.  Во время объяснения учащиеся выполняют задания на рабочих листах. Кейс – технологии можно использовать на уроках технологии при изучении многих разделов: «Кулинария», «Материаловедение», «Машиноведение», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и др.Поиск информации, его проработка и выбор необходимого и верного ещё раз способствуют развитию познавательной активности, интересу к учебе и данному предмету.
        Результаты работы групп ученики представляются во время защиты проектов.
Краткая справка. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены из различных источников. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, документирует свою деятельность.
Этапы работы над проектом:
1.     Определение темы проекта.
2.     Определение проблемы и цели проекта.
3.     Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы совместно с педагогами.
4.     Индивидуальная работа учащихся по сбору информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации.
5.     Работа в группах: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватели комментируют проделанную учащимися работу.
6.     Анализ собранной информации.
7.     Подготовка презентации  проекта – создание фото-, видеоматериалов, выставок, творческих работ и т.д.
8.     Публичная защита проекта.
9.     Оценка проекта.
                На уроке  представляются различные проекты – информационные, коммуникационные, исследовательские.
                В конце урока в качестве рефлексии мы даём возможность учащимся и всем присутствующим  осуществить самоанализ, дать качественную  оценку своей деятельности и содержанию урока.
Кейс-технология не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями и методами  и приемами обучения не только английскому языку, но и применима к другим предметам.   Не стоит считать, что это оправдано на каждом уроке,  и на всех ступенях обучения, так как тренировочные упражнения по грамматике требуют вдумчивого анализа и ситуативного подхода, аудирование предполагает определенную степень подготовки по данной теме, а подготовка устного тематического монологического высказывания на основе интерпретированного текста,  формирующее критическое мышление, рассчитана на креативные способности.
Поэтому, опираясь на индивидуальные особенности учащихся и их степень компетентности, этапы работы над определенными умениями и навыками, следует использовать «кейс»- технологию.
Пакеты индивидуальных заданий разного уровня: анализ информации  на установление соответствия и с выбором ответа, пакеты индивидуальных контрольных работ,  дают удивительный результат активности, личностного соревновательного  духа  и вдохновения, а также обеспечивает эффективный индивидуальный контроль и прозрачность системной деятельности учащихся на уроке  для взаимодействия с родителями.
Положительным моментом является и отсутствие боязни «перфекционистов»  сделать ошибку, так как идет учет только положительных ответов по рейтинговой системе и даже дети, не выполнившие д\з, имеют все шансы иметь высокие баллы, хотя следует снимать баллы за его отсутствие и нарушение установленных правил работы по «кейсу». Подсчет баллов- на конкурсной основе за 5 минут до окончания урока, параллельно вызываются на соревнование другие группы. Эффективность контроля предопределяется и взаимоконтролем (никто не допускает приписок и независимая экспертиза обеспечена).

Когда и как лучше использовать кейс?
    Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает, продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться в дальнейшем.
Активное использование  «кейс»- технологии, ИКТ, проектных и исследовательских технологий на уроках технологии, в образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке одаренных детей; развитию интереса к изучению языка истории и культуры стран  изучаемого языка.
















Литература
1.     Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
2.     Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
3.     Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
4.     Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
5.     Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
6.     Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13
7.     Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27
8.     Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
9.     Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
10.                        Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
11.                        Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
12.                        Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
13.                        Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216
14.                        Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-76
15.                        Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35
16.                        Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197

17.                                 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий