О.И. Соколик
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 43
город Нижневартовск
Исследовательская деятельность в системе
дополнительного образования как средство развития индивидуально-личностной
позиции ребёнка
В условиях социально-экономической жизни
современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных
быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению
проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального
и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе
приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного
Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное
внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и
общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной
грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте
Государственного образовательного стандарта начального общего образования
формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели
массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано
на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами
познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов
деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных
педагогических условий для включения младших школьников в активную
познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность – всегда
была и остаётся неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам
начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
Исследовательская деятельность открывает
возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и
самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит
процесс обучения за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип
сотрудничества учащихся и взрослых.
Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и
переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые
ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты
самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что
ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя
исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в
готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать истину – всё это способствует
развитию индивидуально-личностной позиции ребёнка.
В нашей школе вот уже два года в системе
дополнительного образования работает кружок «Я – исследователь».
В основе работы кружка заложена
разработанная мною программа ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Цель программы:
Развитие интеллектуально-творческого
потенциала личности ребёнка путем совершенствования его исследовательских способностей
в процессе саморазвития.
Никакого исследования не проведёт ни
младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если
их этому специально не обучать.
Практика проведения учебных исследований
с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной
или внешкольной работы, тесно связанное с учебным процессом.
Программу можно реализовать при
индивидуальной работе с одаренными учениками; можно рассматривать и как занятия
в кружке «Я - исследователь» (дополнительное образование).
Программа ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма
«Тренинг» представляет собой
специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию
умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма
«Исследовательская практика».
Проведение учащимися самостоятельных
исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма
«Мониторинг». Содержание и
организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач
исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских
работ и творческих проектов и др.)
Содержание занятий, система заданий всё
отражено в тематическом планировании.
Благодаря работе кружка «Я –
исследователь» учениками было написано шесть
основательных исследовательских работ, представленных на городском фестивале ученических проектов «Грани
познания» и межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира». Три работы «Выявление
наиболее эффективного способа приготовления раствора для надувания мыльных
пузырей», «Изучение проблемы возрастающего количества автомобильных «пробок» в
городе Нижневартовске», «Определение характера человека при помощи графологии» были
отмечены дипломами, три другие работы «Влияние магнитных бурь на состояние
человека», «Звук и его влияние на человека», «История возникновения печатных
денег в России» набрали наивысшее количество баллов на заочном этапе.
Используя опыт работы кружка «Я –
исследователь», мною были разработаны:
- семинары для учителей
начальной школы, на которых изучена теория по теме «Исследовательская
деятельность младших школьников»;
- разработана и предложена
ученикам классификация тем для
исследовательской деятельности, к каждой
теме представлены специфические ключи к поиску и систематизации информации.
- практические материалы
(памятки) для учителей, учащихся и родителей:
«Как организовать
исследование» (методические рекомендации для учителя)
«Материалы для младших
школьников по самостоятельной исследовательской практике» (памятка для
учащегося).
«Участие в исследовательской деятельности» (памятка
для родителей)
Комментариев нет:
Отправить комментарий